Как помочь старшеклассникуПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшеклассникуСтраница 8
Алфавит отражает представления народа о себе, о любви, о человеке. Постигая алфавит, человек постигает себя.
Познаешь самого себя Идя путем от «А» до «Я»*
Постигая азбуку жизни человек также постигает себя. Поэтому наша АЗБУКА ЖИЗНИ начинается слогом «АЗБУКА» и заканчивается словом «Я».
«Во всем ты ищешь начало, - сказал дон Жуан. - Никакого начала нет, оно только в твоих мыслях.
Здесь, среди гор я понял, что он имел в виду. Начало - я сам». (К. Кастанеда)
Читая нашу АЗБУКУ ЖИЗНИ, сравнивайте СЕБЯ С СОБОЙ, а перед дальнейшим чтением вспомните первую фразу, с которой мы начали рассказ про азбуку: «Любая азбука состоит из относительных первоэлементов».
БИБЛИЯ
Библия - это книга жизни.
Некоторые категорично утверждают,* что
« .только Библия может дать полноценный ответ на следующие вопросы:
Откуда я пришел?
Для чего я живу?
и Куда я иду» (из Евангелия).
«Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей навредит? Или какой выкуп даст челочек за душу свою? » (Мф. 8:36 - 37).
Вот почему в Швеции детей учат читать по Библии до школы*. Это значит, что к двум-трем иностранным языкам в школе прибавляется обязательный символический (притчевый) язык Библии язык ЖИЗНИ.
В природе, как считает московский профессор В.Ф. Налимов*, по-видимому, существует некий единый текст, а все живое прочитывает его по-своему и по-своему пересказывает своею Жизнью. Лингвистическая картина мира в связи с этим позволяет очень многое понять и объяснить в этом мире: сначала было Слово.
БОГ
Говорить о Боге надо бы, в первую очередь, как о центральном этическом понятии (Категории), бег которого не обходится ни один народ.
Отложим этот серьезный необходимый разговор до слов «Сознание» и «Целое». Здесь же упомянем только некоторые мысли о Боге.
Каждый перед Богом
наг.
Жалок, наг
и убог. В каждой музыке
Бах,
В каждом из нас
Бог.
И. Бродский
«Бог, конечно, един, но из этого не следует тождественность представлений о нем» (А.И. Осипов, профессор Московской Духовной Академии).
Только б любить одинокого Бога! Только б мне петь, как живая вода!
Поэтесса
«Бог есть мир» (A.3. Васильев, Ленинград).
«Бог есть любовь, а пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог - в нем» (Ин- 4:16).
«Бог не внутренне вне нас, а между нами» (М. Бахтин).
«Надо помнить о Боге, как о Высшем Зрителе для каждого из нас» (7,34).
БОЛЕЗНЬ
«Любую болезнь надо рассматривать как следствие наших ошибок, именно этических ошибок, во взаимоотношениях с другими людьми, другими живыми существами, в пренебрежении необходимостью постоянного личного духовного роста, в потакании своим слабостям . И еще надо помнить, что лишь те результаты являются прочными, которые достигнуты за счет именно собственных, а не чужих усилии. Истинную помощь нам окажет не тот, кто будет делать что-либо за нас, а тот, кто лишь подскажет нам направление наших собственных усилии» (7, 30), ибо «ходьбе можно научиться только на собственных ногах» (Л.С. Выготский).
Не ходьба с ошибками страшна, а игнорирование оных, что равносильно настаиванию на них, когда человек не берет на себя ответственность за содеянное. А это случается, когда человек не кается перед Богом, когда человек не просит прошения даже у самых близких, когда человек не признается в них даже самому себе или когда человек не спрашивает себя: «А прав ли я?»
Болезнь однозначно отвечает на этот !опрос, так же как и все религиозные системы, ставящие на первое место этические постулаты.
Исследователи Человека на определенном уровне видения либо пересказывали эти аксиомы своими словами, либо сами обнаруживали этические корни заболевании* и формулировали свои заветы или запреты, как это сделал, например, Порфирий Корнеевич Иванов в своей «Детке»: «Здоровайся со всеми везде и всюду. Особенно с людьми пожилого возраста. !Хочешь иметь у себя здоровье - здоровайся со всеми».
Много пет назад запечатлелись в моей душе слова В.И. Гарбузова: «По Вашему диагнозу я могу сказать какой подсознательный конфликт у Вас с совестью. Ваше сознание горделиво считает себя вправе поступать как угодно, а Ваша подсознательная совесть с этим не согласна». Подтверждение этой мыс ли я встречал у многих авторов, в том числе и у А.Ц. Гармаева.