Как помочь старшеклассникуПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшеклассникуСтраница 30
МИЛОСЕРДИЕ
«Но есть в жестоком рациональном мире искорки, заставляющие вспомнить об альтруизме. Посмотрите, как ловко атакуют вороны ослабленных голубей, как разоряют гнезда маленьких птиц. Но однажды я наблюдал: на нитке, намотавшейся где-то на лапку, вниз головой на суку дерева повис скворец. Орал безбожно. Пока я соображал, что и как предпринять, на помощь скворцу пришли вороны, а точнее, самая сообразительная из них (а может быть, милосердная). Она села на сук и оборвала клювом нитку. Есть у меня достоверные сведения: лиса вертелась у ног человека и, как оказалось, побуждала его последовать за ней. Оказалось, в проволочную петлю попала другая лиса. На Полтавщине мы вели киносъемку и были свидетелями, как два гуся пришли на помощь утенку, которого все норовили щипнуть. Дельфины не дают задохнуться в воде ослабевшему собрату - поддерживают его на поверхности. Похожее много раз наблюдали и у слонов. Раненого товарища они поддерживают с двух сторон, не давая ему упасть, уводят в безопасное место. Даже в волчьей жизни иногда вдруг сверкнет милосердие. Известен случай, когда волчица кормила старого своего друга, уже потерявшего зубы волка» (В. Песков)'"
Милосердие дает урожай в следующем сезоне (1,104).
МИР
Соня:
хорошо, что есть:
Шла:
- Как хорошо, что есть Соня!
Маша:
- Как хорошо, что есть мир!
Так младшая дочь обобщила наши высказывания (21 февр. 1991 т.). А вот пример взрослого обобщения: «Мир есть Бог» (А.З. Васильев). Еще один пример детского обобщения. Папа:
- Маша, как переделать в единственное число следующие два предложения: «Медведи спят в берлоге. Папа с мамой поссорились»?
Маша:
- Медведь спит в берлоге. Папа с мамой помирился.
Как видим, ребенок не согласился со ссорой и переделал ее в мир. Мальчиком я всегда страдал от ссор родителей. Для всех детей и взрослых Мир начинается с семьи. С Мира в семье.
«Цепь соревновании летающих йогов - воцарение мира на всей Земле. Каким образом? У Махариши, изобретателя техники летающих йогов, логика проста: пес может быть зеленым г том случае, если все остальные деревья в лесу зеленые. Иными словами: мир на Земле возможен только тогда, когда мир воцарился в душах всех людей или хотя бы большинства.
.Война по Махариши - это нарушение гармонии между народом и природой" Возникает стресс, который аккумулируется в коллективном сознании нации . Как молния разряжает небеса, так и войны сотрясают нашу планету . Итак будет до тех пор, пока люди не осознают потребность и не научатся творить мир в своей душе при разных условиях и обстоятельствах, пока не поймут. что это главное в жизни» (5,4).
При этой технике несложно углубиться в себя, в свое сознание, прикоснуться душой к Вселенной, ощутить себя ее частицей . Говорят, что уже после 20 минут занятий все бытовые и прочие проблемы кажутся ничтожной, недостойной человека суетой, забываются обиды, улетучивается желание мести .
«Мир подобен куполу: он отражает то, что Выговорите под ним*, и отвечает Вам теми же словами* Таков и закон действия: что Вы сеете, то и пожнете .»; « .Путь к миру - через внутреннее молчание» (5,4).
Помолчав внутри себя. Услышишь мир вокруг себя и других.
Мир внутренний и невидимый является нам для осознания прежде всего через мир видимый. В книге «Мой мир и я» представлен оригинальный «курс основ нравственного усовершенствования школьников, основанный на этических учениях мировых религий . В основу содержания книги положена идея Любви . Ненависти нет необходимости учиться . Человеческий опыт свиде-тельствует о том, что необходимо учиться любить, и не только учиться - к любви необходимо приобщаться, испытать радость, которую она несет, пронзить любовью всю нашу жизнь . Множество равноправных взглядов . - одно из существенных достоинств книги»*.
Цель книги «в том, чтобы читатель выработал собственный взгляд на окружающий мир».* Добавим: и на мир внутренний, и на мир невидимый.
Цель нашей книги в том же: не настаивая, добавить наши представ пения картины мира для целостности Вашей картины.