Как помочь старшекласснику
Психологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшекласснику
Страница 29

25. Живет, Господи! Когда я не люблю, оно мертво.

26. Люби тогда, сестра небесная, и не греши другой раз, думая, что ты грешница», - цитируется из Евангелия, известного, как «Вопросы Марии», по (7,33).

« эмоциональная любовь ведь многоаспектна. Она может проявляться как восхищение, уважение, преданность, любование, умиление, сострадание, благодарность, как ощущение едино сущности с объектом своей любви, как специально окрашенная нежность, как готовность к самопожертвованию и так далее. Все эти аспекты любви мы должны освоить на пути собственного духовного совершенствования. Но каждое живое существо мы не обязательно должны любить сразу всеми аспектами любви. Ко многим людям, к сожалению, применимо лишь сострадание .» (Там же).

«Правильно развитая любовь - любовь как потребность отдавать, дарить» (7,34).

«Вся суть духовного развития человека сгодится к одному: научиться совершенной Любви ко всем и ко всему. На этом пути - на разных его этапах - применяются разные приемы, иногда выглядящие внешне противоположными.

у Кришны, кстати, было очень много жен и еще больше детей.

И будем помнить, что сексуальные отношения сыграют для нас положительную роль только в том случае, если мы будем к ним относиться этически верно. Пусть перед каждым из нас встанет цепь: научиться никогда не хотеть от других ничего для себя» (7,35).

Ответим еще раз на вопрос: «Что же такое Любовь совершенная?» Как говорил Ходжа Насреддин, «истина от повторения не потускнеет!»

«Поймем, что Бог любит все свои твари, как бы грешны или отвратительны, с нашей точки зрения, они ни были. Совершенная Любовь - это Любовь Бога. Постичь ее можно, научившись глядеть на все и на всех глазами Бога. Этого можно достичь, хотя и очень трудно .» (7, 33), «научиться никогда не хотеть от других ничего для себя» (7,35).

«Все, что делал Иисус, - это говорил о Любви, показывал Любовь и жил Любовью. И затем, в конце концов, в Любви он отдал Свою жизнь за тебя и за меня, для того, чтобы .» (из текста Д. Фонтейна).

9 октября - день памяти апостола Иоанна. Он был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и чистоту . Еще его называют апостолом Любви за последние в его жизни слова: «Любите друг друга, дети, потому что это заповедь Господня, и если бы ее только исполнить - этого было бы достаточно».

Человек, отдающий свою Любовь, никогда не будет одинок в этом мире, ибо он всегда будет кому-нибудь нужен. Вдумайтесь еще раз в слова: «В чем нуждается каждый - это в любви». Мы все - дети Любви!

МАТЬ

Человек в своем нравственном развитии становится таким, какова у него мать, точнее, какова гармония любви и волн в ее духовном мире. Мудрость материнской любви заключается в том, как воля управляет любовью, и подлинная человеческая любовь одухотворяет главный стимул воли - чувство ответственности за будущего человека (В .А. Сухомлинский).

МЕРА НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

«Существуют две крайности, с которыми можно столкнуться и в работах философов, и в произведениях писателей и в повседневной жизни: одна из них абсолютизирует ответственность, а другая - безответственность.

.Сторонники первой крайности не хотят . никаких ограничений: я человек, я свободен и потому отвечаю за все .

Абсолютизируя ее * мы по пучили ответы в духе девиза американского журнала «Физическая культура»: «Болезнь - это преступление. Не будьте преступником». Такой подход мобилизует, не дает распускаться, ко в то же время способен породить излишнюю напряженность в отношении к другим и к себе. И здесь два возможных не хода: браться за то, что явно не по силам, а в неудаче винить себя - стресс для себя; вмешиваться во все, считая это своим предназначением, и в неудачах винить других - стресс для окружающих . Оба варианта - и постоянное самообвинение и беспощадное обвинение других вместо трезвого анализа реальных обстоятельств - не способствуют возрастанию Добра в человеческих отношениях.

Устав от такой постоянной перенапряженной ответственности, которой противится человеческое естество, легко броситься в другую крайность - я ни за что не отвечаю, жизнь такова, обстоятельства не позволяют . В самом деле, наши поступки - хорошие и дурные - вызваны определенными мотивами и обстоятельствами. Обстоятельства действительно могут оказаться сильнее нас: имеющиеся в нашем распоряжении знания, умения, орудия оказываются подходящими средствами решения далеко не для каждой задачи, которую ставит жизнь. Мотивы тоже порождены определенными обстоятельствами: нравами эпохи, окружающей обстановкой, воспитанием. Меня не научили, меня не охватили, меня не оградили, мне не создали условий - так в чем же я виноват? И все понять - все простить. У хорошего нет заслуг, у плохого - нет вины. Такими, мол, они родились, такими их госпитали, сделали обстоятельства. Так ли? Почему же один спокойно плывет по течению, а другой борется с ним?» (3,196 - 198).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78