Как помочь старшеклассникуПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшеклассникуСтраница 1
Элементы азбуки жизни, этической картины мира
Самая любимая, самая важная, самая трудная лекция.
Эта лекция, как и предыдущие, обладает самостоятельной цельностью к ценностью. Конечно, будет лучше, если Вы сначала познакомитесь с предыдущими лекциями. Тогда многое здесь, на этих страницах, Вам покажется более оправданным, более содержательным. Тогда многое в Ваших сегодняшних старшеклассниках станет для Вас понятными родным, ибо осознаются истоки их строптивости, неуемности, жадности до жизни, до всего хорошего и, к сожалению, до всего плохого в ней. Тогда легче Вам будет принять их такими.
Это вовсе не означает, что Вы должны согласиться с их сегодняшними поступками, словами, мнениями. Принять и согласиться - это разные вещи. Но без принятия никто из Ваших детей не хочет соглашаться с нами. Ведь мы не ропщем на свой приусадебный участок, когда он зарастает бурьяном, а просто идем и с любовью его пропалываем. Сил Вам!
Сил и тем старшеклассникам, которые остались непонятыми своими родителями и сами взялись читать эту книгу! Вам полезно не пропустить и предыдущие лекции: кто не понял своего прошлого, может не понять и своего будущего, кто не знает своих корней, тот может отринуть и свои собственные плоды. Прочитайте, если хватит сил, предыдущие лекции глазами старшеклассника, а не глазами своих родителей. Особенно лекцию «Что не понимают ро-дители». Вам она подскажет ответы на вопрос: «Что я не поникаю в себе?» Дальнейшее развитие этого вопроса достаточно очевидно и важно: «Как понять себя? Как понять ребенка в себе?»
Дорогие старшеклассники, читая эту книгу, попробуйте понять не только себя, но и своих родителей, ведь Вы - будущие родители! И может быть, эта книга пришла к Вам благодаря Вашим сегодняшним родителям, таим упрямым, докучливым, въедливым, невыдержанным в своих поступках и желании помочь Вам стать лучше. Примите их такими, как они есть, и помните, это вовсе не означает, что Вы должны с ними во всем соглашаться. Но не приняв их. Вы не сможете принять них жизненный опыт, которым они, к сожалению, чаще богаче Вас. К сожалению - потому что их опыт, как к Ваш, тоже не всегда положительный. Но даже положительным надо уметь делиться, чтобы не обкормить, чтобы Вы успели прожевать и не подавиться. Но положительное надо уметь и принимать, чтобы не объесться, но и не остаться голодным.
Не остаться без родителей. Ведь сад не ропщет на своего хозяина, когда тот засевает его и болезненно полет. Сад принимает это как заботу о себе - только любящий садовник будет тратить свое время на помощь саду!
Детям и родителям трудно самим увидеть в своих отношениях сходство с садом и садовником, ведь посеянное всходит не сразу, а только после 12-ти лет. И на то, чтобы дождаться яблочка от своей яблоньки, нужны годы! А если - дичок? Где взять силы смириться и тем, и другим?
Еще труднее, познав сходство, догадаться об их существенном различии: если до 12-ти лет базисное умение жить родители сеяли прежде всего на подсознании детей, то есть своим примером, то после 12-ти нужно сеять прежде всего на уровне сознания, то есть с сознательным участием самого сада.
С точки зрения этико-педагогики мы либо сеем вопрос и ждем, когда сад задаст его себе сам, либо, не дождавшись вопросов, сеем ответы на них, терпеливо и смиренно дожидаясь, когда же они взойдут и встретятся с вопросами.
Но успеем ли мы посеять все желанные, на наш взгляд, ответы? Да и правильны ли эти ответы? Где же найти выход в наш век - век информационного взрыва? Не потонет ли наш ребенок в вопросах, которые задаст ему жизнь?
Чтобы понять наш подход к этим проблемам, попробуйте представить себя на одном из наших этических семинаров для педагогов, родителей, школьников и вместе со слушателями ответьте себе на несколько вопросов.
1. Зачем нужны вопросы? Зачем люди задают вопросы?
2. Почему с годами люди задают меньше вопросов?
3. Какие вопросы волнуют лично Вас?
4. Какие вопросы задают Вам дети (друзья)?
5. Какие развивающие системы вопросов Вы знаете?
6. Каковы вечные вопросы Человечества?