Как помочь старшеклассникуПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшеклассникуСтраница 76
ЭЛЕМЕНТ
Элемент отвечает на вопрос: «Из чего? »
Все три модели описания мира* будут иметь свои первоначала, свои категории, свои главные слова, и у всех они будут в чем-то разные, а в чем-то аналогичные. Чтобы наши описания были целостными (системными), мы должны включать в эти системы и некоторые обязательные, вечные вопросы: «А почему я это считаю элементом системы? А может быть, это часть системы?»
Интересный, и с нашей точки зрения, значимый ответ на этот вопрос мы сформулировали в сб. «Этическая педагогика», вып. 2, в статье о принципе всеобщей взаимосвязи явлений.
Кто создан из камня. Кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю!
М. Цветаева
Потребуйте дать словесную формально-логическую интерпретацию этому поэтическому образу. Я сдаюсь. Значит, это вопрос и ответ из образной модели мира, невыразимой словами, где элементами, архетипами сознания будут каши состояния.
«Если бы элементы природы вели себя так же, как ты. Человек, то что бы с тобой стало?»*
ЭТИКА
«Этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование.
Этика в философском смысле - это различие общественного и антиобщественного поведения. И то и другое - лишь два определения одного и того же явления.
.Первоначальная этика касалась отношении между индивидами; дальнейшие добавления связаны уже со взаимоотношениями индивида и общества. Но этики, регулирующей взаимоотношения человека с землей, с животными и растениями, обитающими на ней, пока еще не существует. Земля, подобно рабыням Одиссея, все еще остается собственностью, и взаимоотношения с ней все еще остаются чисто потребительскими, подразумеваюшими только права без обязанностей.
Распространение этики на этот третий элемент в окружении человека является . эволюционной возможностью и экологической необходимостью.
.Все сложившиеся до сих пор этические системы опираются на одну предпосылку - индивид является членом сообщества, состоящего из взаимосвязанных частей. Инстинкт побуждает его соперничать за место в сообществе, но шика одновременно побуждает его к сотрудничеству (хотя бы для того, чтобы было из-за чего соперничать).
Этика земли попросту расширяет пределы сообщества, включая в него почвы, воды, растения и животных, которые вместе и объединяются словом
Возможно, что этика - это своего рода зарождающийся общественный инстинкт». (Л. Олдо)*
«Этика наедине» - термин Сагатовского 167).
«Важнейшее требование этики в отношении к самому себе - быть честным и трезвым в своей самооценке, уметь преодолевать соблазн защитных мотивов самооправдания. Надо ясно представить свои недостатки, чтобы не вуалировать, но преодолевать их. Будь достаточно гордым, чтобы иметь право сказать: я отвечаю за себя, и я не подведу. Но не для того, чтобы гордиться перед другими, а для того, чтобы другие могли надеяться на тебя» (3, 167).
Этика преобразования, этика потребления, этика жизнеутверждения - см. 3,73-124.
«Этическая картина мира моделирует внутренний мир Человека, его жизненный Путь, интегрируемый в виде результирующей постоянно совершаемого им Выбора в системе нравственных координат» Этот естественно напрашивающийся термин, так же, как и принцип наименьшего зла*, взят нами из 3, 152 - 168), в системе, позволяющей описать его отношения к людям, к самому себе, к миру.
Список главных человеческих слов является исходным базисным списком понятий в этической картине мира.
ЯЗЫК
«Доверие к оратору возникает тогда, когда он говорит своим языком. Ведь речь каждого человека индивидуальна, неповторима». (З.В. Савкова)*
«Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он впадеетмыслью» (ВТ. Белинский).
На мысли, дышащие силой. Как жемчуг, нижутся слова.
М.Ю. Лермонтов
Ты, говорящий, никого Не убедишь, пока Нет в сердце у тебя того. Что сходит с языка.
Цит. по книге: Савкова З.В., Энергия живого слова. СПб., 1991
«По счастью, кроме языка словесного человеку дан язык сердца» (Н. Рерих, 14,41).
Язык жестов многих народов -это невербальный язык общения. В нем, кроме общих невербальных двигательных синонимов'", есть и свои антонимы и омонимы, то есть жесты, имеющие разный смысл в зависимости от контекста культуры.