Как помочь старшеклассникуПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшеклассникуСтраница 65
«Ученик должен быть совершенно спокоен и не думать, что от него стараются что-то скрыть. Когда придет время сделать следующий шаг, он его сделает, путь сам раз вернется перед ним, и никто никогда не помешает его внутреннему развитию.
.Упражнения . очень просты и состоят в упорном и точном мысленном представлении желаемых свойств.''1
Начинающий не должен ожидать слишком многого сразу, не должен ни в коем случае спешить или надеяться ка быстрые результаты. Он должен быть спокоен. Начиная упражнения, он как бы бросает семя, и со временем из этого семени вырастает цветок.
.Размышляйте о единстве вашего духа с мировым сознанием, атом которого Вы представляете. Думайте о себе, как о находящемся в соединении со Всем, думайте о себе, как о неотделимой части Всего, смотрите на Все, как на единое, на свою душу, как часть этого единого.
.Старайтесь представить себя наполненным любовью ко всем живущим существам, старайтесь желать ,чтобы все разделяли блага, которые вы получили, представляйте себе, что мировая сила как бы проходит через вас, распространяется на всех.
Упражнения . требуют соответственных внутренних условии и определенного душевного состояния.
.Бессознательное и небрежное обращение с идеями высшего порядка не только никогда не приносит пользы, ко око легко может принести очень много вреда. Человек не должен пренебрегать случаем приобрести опыт, необходимый для завершения его развития, и никогда не должен переставать уважать свое тело, так как око есть храм духа . и находится на этой плоскости для определенной цели, достижение которой зависит от самих людей.
.Когда ученик готов, приходит учитель» (Йог Рамачарака).
«Однажды ученик усомнился в словах Учителя, что розу можно слогом возродить из пепла, и бросил розу в огонь.
Учитель: Кто дал тебе право требовать от учителя чуда, доказательства? Тебе не хватило веры для благочестия.
Ученик: Мои глаза видят пепел.
Учитель : Да, твои глаза видят пепел.
Ученик: Прости, учитель. Я понял свою ошибку. Иду искупать ее.
Они вежливо расстались, понимая, что больше не увидятся, ибо Ученик перестал быть учеником.
Когда учитель остался один, он стряхнул пепел от розы в руку. И сказал Слово.
.И возникла роза». *
См. действия ученика и главные ученические слова
УЧИТЕЛЬ
«Преклонение перед первым учителем - вот то, что отличает профессионала от дилетанта» (Ф. Челебиев).
Эти слова из вступительного слова Челебиева перед исполнением мугамов, перед исполнением, посвященным его первым учителем.
А кто же меня ввел в этот философский сад жизни, так великолепно смоделированный японскими мудрецами в философском саду камней?
Кого я осознал своим первым Учителем? Нину Петровну, подарившую мне свою любовь вместе со своим личным букварем. На память. А буквари тогда были не у всех, у меня тоже не было. Оказалось, действительно на память. Мы были вместе в первом классе каких-то полтора, два месяца, оказавшихся длиннее прошедших с тех пор сорока двух лет. Нина Петровна уехала со своим мужем к месту его назначения, кажется в Китай. С тех пор, к сожалению, в физическом пространстве мы с ней не встречались ни разу. Может быть, теперь встретимся? Нина Петровна, это было в бывшей знаменитой гимназии Майя, в тогдашней школе №5 Василеостровского района города Ленинграда. Вспоминаете?
После Вас пришла Лилия Абрамовна Черкасова. И ей спасибо огромное! Она Вас не зачеркнула и не подвела, а просто встала рядом. Мы были у нее первые после института. С нею прошла вся начальная школа. Не знаю, замечала ли она, как я старался быть учеником?! Была точка на ленте времени, когда я запечатлел себя таким, каким надо быть. Это было на четвертом этаже. С черным, пахнущим, как мне казалось, кожей портфелем, где в боковом срединном оттопыренном кармане лежал знаменитый мамин бутерброд - кусочек ее ежедневно растущей заботы обо мне. Поднявшись по широкой гимназической лестнице, мы, мальчишки, а тогда девчонок у нас в школе не было (мужская школа), повернули направо, а потом еще раз направо, и вошли в класс. Расселись. Руки за спину, чтобы не отвлекали. Слушаем учителя. Минченко сидит за мной, в том же ряду, и ковыряет меня сзади ногой. А я на него не смею реагировать, к его явному неудовольствию и замешательству. Не смею, не потому что боюсь, а потому что «ем глазами» учителя и ловлю каждое его священное слово. Про Минченко я подумал: «Ну и дам же я тебе на перемене!» Какова была сосредоточенность на учителе - даже головы не повернул! И вдруг я слышу голос Лилии Абрамовны: