Как помочь старшеклассникуПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшеклассникуСтраница 73
«Люди видят то, что готовы видеть» (Эмерсон). Люди слышат то, что готовы слышать.
Люди видят не потому, что смотрят, а потому что думают.
Люди слышат не потому, что слушают, а потому что думают!
Не верь ушам своим! Не верь глазам своим! Они видят только преграды. Смотреть - значит понимать.
Р.Бах
«Самое главное для глаз не видимо» (А. де Сент-Экзюпери). Самое главное - неслышимо. Ибо истинно слушаем и смотрим мы сердцем своим, постигая мир невидимый через видимый, узнавая в Человека во всеми во всех высказываниях великих мира сего о мире. То, что великие думали о мире, они думали и о человеке, как о части мира.
Анаксагор сказал бы тогда: «Человек есть во всем, и значит, и в каждом человеке все люди связаны друг с другом».
Сэнь Цань сказал бы: «Человек во всем и все в человеке, а значит, человек есть продолжение всех людей, а все люди есть проекция одного человека».
Гераклит бы сказал: «Из всего Человек, и из Человека все образуется». Значит все* порождает людей, а не только всё порождают люди.
Тютчев бы добавил: «Весь мир отражается во мне, и я отражаюсь во всем мире».
Слово Божье: «Я стану многим», а значит и человеком. Человек - подобие Божие.
Христос бы сказал: «Человек в Отце и Отец в Человеке». В каждом есть искра Божья.
Трактуя Человека, как время, Сэнь Цань сказал бы: «Один человек содержит тысячу поколений, а тысяча поколений - одного Человека».
Почти то же добавил бы и Апостол Петр: «У Господа один человек, как тысяча поколении, и тысяча поколении, как один Человек».
Все эти высказывания обобщила пословица народов банту: «Человек -это все люди». А поэтому «каждый человек - цитата из своих предков» (Р. Эмерсон). И никто друг без друга прожить не может, и посему «Человек -лучшее лекарство для человека» (пословица народов волоф). И мы вслушаемся друг в друга так же, как и знаменитые поэты и музыкант.
Американская поэтесса Э. Дикенсон: «Каждый из Вас для меня - это стихотворение».
Живописный композитор и музыкальный художник Чюрленис: «Весь мир представляете я мне большой симфонией, люди -как ноты».
Предостерегающим высказываниям Ф. Гельдерлинаг «Человек - это пропасть», - и Р. Шовена: «Только человек способен на бессмысленные поступки», - противостоят слова В. Гюго: «В каждом человеке есть человек».
Перефразируя знаменитые слова И.В. Гете о многозначности мира, можно смело приписать ему мысль о многозначности человека: «Человека каждый видит в облике ином, и каждый прав - так много смысла в нем».
СП. Семенов: «Человек - это Мир, сошедшийся в индивидуальной истории».
Гейне: «Каждый человек есть Вселенная, которая с ним родилась и с ним умрет; под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история».
Дидро даже в части человека видел продолжение Вселенной: «Мозг - динамический слепок Вселенной», а Щетинин - ее свернутость: «Человек - свернутая Вселенная». Но ведь и Вселенная тогда становится живой, а не просто слепком Человека, не просто разверткой Человека в пространстве и во времени!
Через человека является нам Вселенная, через человека нам открывается ее истинная сущность: «Человек для Человека - Бог» (Л. •Фейербах).
Не для того ли дана нам жизнь, чтобы мы познали Человека, его сущность, в его противоречивости и дополнительности, в его полноте и целостности, в его учительстве и ученичестве.
Человек для другого человека не только Бог, но и учитель, но ни ученик. «Человек - ученик жизни», - так некоторые трактуют это слово. Учится он, гладя на Учителя. Учится, даря себя другим?. «Человек учится дарить себя другому» (7, 31). В этом, видимо, одни из смыслов человеческой жизни. Для этого нам даруют: я вечность и время. Чтобы умом и сердцем мы прикоснулись к единству человеческому: «Нет человека, который был бы, как остров, сам по себе . Я един со всем Человечеством» (Э. Хемингуэй).
Я един с Богом, ибо сказано в «Упанишадах»: «Человек только тогда осуществляется, когда он в этой жизни может воспринять Бога».
Человек всю жизнь учится воспринимать Бога, открывая его, как Любовь, без которой и сам Бог, видимо, не осуществляется.