Как помочь старшеклассникуПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшеклассникуСтраница 54
Умеренность в пище - основное условие всех оздоравливаюших систем. Мы издеваемся над своим телом, перегружая его органы излишней едой, из коей, как считают некоторые, только 10% идет собственно на нужды тела, а 90% на ее переработку и выведение шлаков. Страдая от нашей неумеренности, бесправное тело не может нас «уволить» и, выбиваясь из сил, ограничивает нас хотя бы болезнью, хотя бы отсутствием аппетита.
Умеренность в ограничениях - также условие гармонизации здоровья. Конечно, не всегда мы имеем право игнорировать инстинктивные потребности тела, не предоставляя ему замены, но требуя от него исполнения долга. Наверное, поэтому христианину желательно получать благословение и на пост, дабы не творить его из гордости перед телом, не унижать его в нуждах. Кто прислушается к телу - храму души - кроме нас? и в этом смысле, может быть, правы и те христиане, которые говорят: «Поел мяса - почувствовал свою плоть сильнее» (А.Ц. Гармаев). Проигнорировал ее - потерял с ней связь.
Восточные мудрецы также чтили тело: «Нельзя постичь истину, истязая собственную плоть» (Будда).
Нельзя постичь истину, недокармливая тело движениями, ведь любая мысль имеет двигательное сопровождение, и наоборот!
Из беседы с ректором Ленинградской Духовной Академии, профессором протоиереем В.И. Сорокиным:
- Разве можно обойтись без регулярных занятий физкультурой в Вашей профессии, требующей незаурядней выносливости? Понимаю, главное для священников, монахов в их жизни не плоть, а дух. Но, заботясь о духе, можно ли забывать о теле?
- Все верно. Наша православная церковь как раз и стоит за то, чтобы человек развивался гармонично. Но насилие тут недопустимо. Если хочет человек заниматься - пусть занимается. Если нет . Заставлять - это не по-христиански. Да и будет ли польза от таких - против желания - занятий?
- Отец Владимир, мы с Вами говорили о красоте телесной и духовной. Как считаете, в самом деле красота спасет мир?
- Безусловно! Только она и может спасти сегодня такой непростой, неспокойный мир.
Красота - понятие очень широкое. Это и милосердие, и сострадание, и доброта, чистота помыслов. Это, наконец, здоровье, гармонично развитое тело. Постигая красоту, обретая ее, пусть и не сразу, человек становится Человеком - к чему и предназначен Богом.
Большинству из нас не сразу удается отнестись к ближнему своему, как к самому себе, а тем более полюбить его.
Большинство из нас даже к собственному телу не относится, как к своему продолжению, не любит его, не заботится о нуждах его, о его здоровье, а только удовлетворяет свои желания с его помощью. Ну хотя бы капля благодарности: «Спасибо, что ты - здорово!» Ведь столько клеточек трудится внутри нас ради нас! А мы замечаем его только тогда, когда оно выбивается из сил, когда ему уже так плохо, что и мы это чувствуем: «За что нам такое горе?!» Практически никто и не думает, что телесный недуг - это, как правило, результат нарушения ближайшей этики -этики отношения со своим телом. Как других полюбить, как самого себя, если я самого себя не люблю? Как о других я могу заботиться, если о самом себе не пекусь? Знаю, что телу вредно, но все равно делаю, раз хочется. Знаю, что телу любо, но все равно лучше телевизор посмотрю, чем сделаю зарядку. Лучше объемся, чем поголодаю. Лучше обольюсь, чем попощусь . Лучше плюну на Землю, чем, по Порфирию Иванову, возьму на себя труд, а значит, и ответственность, и переработаю эти шлаки внутри себя.
Тело интегрирует результат нашей безответственности за поступки, за наши нечестные поступки по отношению к другим и к себе и даже за нечестные мысли.
«Честность - это здоровье. Я совру, и у меня все внутри начнет врать».* Только какие-то клеточки и органы больше, а какие-то - меньше. «Кто к каким мыслям чувствительнее! Так неправда превращается в болезнь, и по месту ее локализации можно судить об этических причинах заболевания, о конфликтах с собственной совесть» даже на уровне подсознания» (В.И. Гарбузов и др.).
От наших мыслей, от отношения к своему телу зависит здоровье нашего тела. Зависит и от отношения к другим людям. Особенно страдают дети, связывающие нас в семье.