Как помочь старшеклассникуПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь старшеклассникуСтраница 12
Какой общий вопрос кроется в глубине этих вопросов?
Ответы на некоторые развивающие вопросы будут меняться вместе с нами. Вот один из них: «Как я сопротивляюсь переменам во мне?»
(см «Педагогическая картина мира в вопросах», а также «Возраст».)
ВОСПИТАНИЕ
«Закон нравственного опережения: если опережающе развиваются способности, то они и будут преобладать до 45 лет. Очень тяжело перестроиться с доминанты по способностям на доминанту по нужде, триада совести не осваивается, и с каждым поколением душевных сил становится все меньше. Поколение расплаты - четвертое поколение. К седьмому поколению в этом случае наблюдается полное оскудение душевных сил*» (Гармаев А.Ц., Лекции по нравственной психологии).
ВРЕМЯ
«Его* время не было временем достижения. Он был свободен от желания обогнать, стать первым, превзойти, получить . Он любил и ценил время . как возможность творения . Он твердо верил, что время - самая большая ценность, и нелепо тратить ее для обид, для соперничества, для удовлетворения самолюбия. Обращение со временем было для него вопросом этноса (Гранин Д., Эта странная жизнь).
А для некоторых время - деньги, и только.
«Время горизонтальное: три часа пролетели, как один миг, так как занятия по способности, по влечению обладают яркостью. Его способности (влечения) не удовлетворены, время становится липким, тягучим.
Время вертикальное: несколько часов проходят, как несколько месяцев, 2 - 3 дня - как 2 - 3 года, так как это время измеряется глубиной исполненности, ибо предметом заботы стал человек, другой человек, а не ты сам» (Гармаев А.Ц., Лекции по нравственной психологии).
«О ясном осознании того, что рождение, смерть, время не имеют никакого осознания сами по себе».*
Перевод из триады эго в триаду совести
ВЫБОР
«Человек свободен в своем выборе» (3,196).
«В реальной жизни часто приходится выбирать не между абсолютным добром и злом, но между такими исходами, в каждом из которых в той или иной степени есть добро и зло. Здесь мы, естественно, стремимся свести зло к минимуму» 188).
См также "Зло" "Принцип наименьшего зла».
ГАРМОНИЯ
«Гармония превыше всего» - одна из заповедей японского императора.
«Гармония'", соразмерность частей и целого, с низкие различных компонентов объекта в единое органическое целое. В гармонии получают внешнее выявление внутренней упорядоченности и меры бытия» (А.4. Лосев).
Гераклит истолковывал гармонию как единство противоположностей. Аристотель рассматривал гармонию как единство и завершенность целого, как единство в многообразии (БСЭ, 71, б, 122), а советский композитор и философ М.А. Марутаев –как тождество противоположностей.*
ДА
Помните, кажется, у М. Горького в пьесе «На дне» Лука говорит: «Да, да . Нет, нет . а что сверх того, то от лукавого?»
Вот Вам зерно будущего мировоззрения человека, которому третьего не дано. И будет такой человек раскладывать всех по однозначным полочкам, укладывая всех в прокрустово ложе своего или общественного мнения, что одинаково недопустимо, неуважительно, и с точки зрения общения и мышления -некультурно.
«Совет Вам да любовь!» - эту счастливую фразу слышали многие в своей жизни. Но мало кто задумывался над ее многозначностью. Несомненна этическая ценность мнения А.Ц. Гармаева: истинная любовь придет к Вам в семейной жизни только тогда, когда Вы научитесь слушать советы близкого и говорить им «да» своим исполнением совета. Не есть ли это цель нашей жизни - научиться слушать голос Вселенной в словах любимого и смиренно исполнять его волю, как волю собственную, как осознанную волю Вселенной, Всевышнего?
«Есть 50 способов сказать слово "да" и 50 способов сказать слово ,нет", а для того, чтобы написать эти слова, есть только один способ» (Б. Шоу).
К сожалению, в своей жизни мы слишком часто изощряемся этими 50-тью способами говорить «нет», не признавая сознательно не только то, что их значительно больше (У каждого ведь есть свои личный арсеналец вежливых отказов!), но и то, что мы просто не хотим и не можем, и не умеем (ведь тогда надо учиться!) говорить глубинное «Да!» Вместо этого: «Я, конечно, согласен . но ты ведь тоже хороша .» Почти по Зощенко: «Я ничего ему не сказала, только говорю .»