Вегетативные дисфункцииСтраница 6
Гипервентиляционные нарушения сочетаются со слабостью и общим недомоганием. Дети жалуются на судорожные сведения в пальцах рук, икроножных мышцах, неприятные ощущения (парестезии) в различных частях тела. После приступа псевдоастмы у больных отмечаются общая слабость, сонливость, приступы икоты и зевоты. При сборе анамнеза у детей с дыхательными нарушениями довольно часто выясняется факт перенесенного страха смерти от удушья (или они наблюдали дыхательные нарушения у родственников и т.п.), что способствовало невротической фиксации.
Клиническими особенностями этого варианта бронхиальной астмы являются:
1) нарушения бронхиальной проходимости преимущественно на уровне крупных и средних бронхов;
2) бронхорея;
3) высокая эффективность холинолитических препаратов;
4) системные проявления ваготонии (мраморность кожи, гипергидроз ладоней, гемодинамические расстройства и др.), высокое содержание в крови ацетилхолина, снижение активности сывороточной холинэстеразы, повышение в крови и моче циклического гуанозиммонофосфата.
Часто у детей с вегетативными дисфункциями, особенно с астеническими чертами, отмечается учащенная зевота, носящая навязчивый характер, но преодолеть эту серию зевательных движений ребенку очень трудно, они оканчиваются спонтанно. У детей с дыхательными нарушениями при вегетативных дисфункциях в анамнезе нередки астматический бронхит, частые респираторно-вирусные инфекции.
Со стороны пищеварительной системы при вегетативно-висцеральной дисфункции наиболее характерными являются жалобы для детей с ваготонической направленностью вегетативного тонуса. Самые частые жалобы — на тошноту, боль в животе, рвоту, изжогу, дискинетические проявления в виде запора или необъяснимого поноса.
Обращает на себя внимание повышенное слюноотделение, реже оно бывает сниженным. Тошнота и рвота у детей — частые соматовегетативные проявления эмоциональных переживаний. Возникнув однажды после острой психогении (испуга), эти симптомы закрепляются и затем упорно повторяются в ответ на стрессовые нагрузки. У маленьких детей частые срыгивания и рвота могут быть проявлением желудочно-кишечной дискинезии, в частности, пилороспазма, усиленной моторики кишечника, в более старшем возрасте — результатом кардиоспазма.
Болевые ощущения в области живота у детей с вегетативно-висцеральной дисфункцией — частый и характерный симптом, занимающий второе место после головных болей. Длительные болевые ощущения менее характерны для детского возраста, нежели эпизоды кратковременных, нередко довольно сильных абдоминальных кризов, чаще отмечаемых в возрасте до 10 лет. Во время такого приступа ребенок бледнеет, прекращает игру или просыпается с плачем, точно локализовать болевые ощущения, как правило, не может. Приступы абдоминалгий имеют яркую вегетативную окраску, преимущественно парасимпатической направленности.
Среди других вегетативных признаков следует отметить ощущение кома в горле, болевые ощущения за грудиной, связанные со спастическими сокращениями мышц глотки и пищевода, что нередко отмечается у невротичных детей.
С возрастом можно проследить определенную динамику жалоб: в первый год жизни — это чаще всего срыгивания, колики; в 1—3 года — запор или понос; в 3—8 лет — эпизодическая рвота; в 6—12 лет — боль в животе приступоообразного характера, дискинезии желчевыводящих путей.
Со стороны мочевой системы при вегетативно-висцеральной дисфункции наблюдаются различные нейрогенные расстройства мочевого пузыря (по гипер- или гипорефлекторному типу), что клинически проявляется нарушениями мочеиспускания и энурезом.
Следует отметить, что течение нейроциркуляторной, вегетативно-сосудистой и вегетативно-висцеральной дисфункций, как правило, перманентное. Прогрессирующая вегетативная недостаточность характеризуется пароксизмами, и поскольку это требует иного подхода к лечению, имеется необходимость выделить ее в отдельную форму вегетативной патологии.