Вегетативные дисфункцииСтраница 5
При вегетативно-сосудистой дисфункции патологический процесс наиболее отчетливо представлен именно сердечно-сосудистой дисфункцией. В зависимости от ведущего симптомокомплекса выделяют преимущественно дизрегуляцию по кардиальному (дизрегуляторные кардиопатии) либо васкулярному типу (с гипертензией или гипотензией). При этой форме вегетативной патологии на первый план выступают клинические симптомы нарушения сердечной деятельности, тогда как сосудистые явления вторичны.
Клинические проявления и патофизиологическая сущность нейроциркуляторной дисфункции у детей
В клинической картине вегетативно-сосудистой дисфункции преобладают функциональные кардиопатии, для которых характерно наличие аритмий (экстрасистолия, тахикардия, нередко пароксизмальная), антио-вентрикулярных блокад, синдрома Вольфа—Паркинсона—Уайта, изменений на ЭКГ функционального характера. Изменения артериального давления нестойкие, характерна его лабильность. Психовегетативный синдром не является характерным для этой формы вегетативной дисфункции (табл. 49).
Клинические проявления и патофизиологическая сущность вегетативно-сосудистой дисфункции у детей
Вегетативно-висцеральная дисфункция — это клинико-патогенетическая форма вегетативных дисфункций,.связанная с нарушением вегетативной регуляции внутренних органов в результате функциональных нарушений в вегетативных структурах различного уровня.
Клинические проявления вегетативно-висцеральной дисфункции определяются нарушениями функций пищеварительного канала, мочевого пузыря, дыхания и т.д. Наиболее частыми проявлениями вегетативно-висцеральной дисфункции являются дискинезии желчевыводящих путей, дискинезии пищеварительного канала, микционная недостаточность (нейрогенный мочевой пузырь, дневной и ночной энурез и др.), вагото-нический (холинэргический) тип бронхиальной астмы и др.
При обследовании детей с вегетативными дисфункциями в 25—30% случаев отмечаются патологические проявления со стороны органов дыхания. Наиболее часты жалобы на неудовлетворенность вдохом, чувство нехватки воздуха, скованность дыхания, одышку. Дыхательные нарушения в большинстве случаев сопровождаются неприятными аффективными нарушениями. К характерным чертам дыхания детей с вегетативными дисфункциями относится углубление вдоха при неполном выдохе или редкий форсированный вдох с длинным шумным выдохом. Часто дети на фоне обычного дыхания делают глубокие шумные вздохи, имеющие в ряде случаев навязчивый характер. Наиболее многочисленны эти жалобы у детей с парасимпатической направленностью вегетативной дисфункции. Вместе с тем, внезапная одышка во время умеренной физической нагрузки, приступы пароксизмального невротического кашля (спазматический вагусный кашель) при эмоциональных переживаниях подтверждают психогенное происхождение данных дыхательных нарушений.
У детей с вегетативными дисфункциями возможны приступы одышки по ночам — псевдоастма, чувство нехватки воздуха («удушье») при волнении. Некоторые исследователи выделяют эти нарушения дыхания как один из вариантов бронхиальной астмы, связанный с вегетативной дисфункцией. Считают, что этот вариант бронхиальной астмы обусловлен ваготоническим (холинэргическим) дисбалансом и измененной реактивностью бронхов.
Особенно часто ощущение удушья бывает при пароксизмальном типе течения вегетативной дисфункции и сопровождается переживанием витального страха. Ощущение нехватки воздуха и заложенности в груди возникает у больных детей в определенные часы (после пробуждения, при засыпании, в ночные часы), связано с колебаниями настроения, с прохождением атмосферных фронтов. Невозможность совершить полный глубокий вдох, необходимость в котором испытывают время от времени больные дети, тяжело переносится, воспринимается как свидетельство тяжелого заболевания легких; чаще встречается при маскированной депрессии. Характерным признаком являются пароксизмы частого поверхностного дыхания грудного типа с быстрой сменой вдоха выдохом, с невозможностью длительной задержки дыхания (укорочена в 2—3 раза против нормы 5—60 с). Приступы психогенной одышки нередко сочетаются с кардиалгиями, ощущениями сердцебиения, что сопровождается чувством тревоги, беспокойства. Все дыхательные нарушения у детей выявляются на фоне угнетенного настроения, тревоги, страха смерти от удушья. Приступы мнимой астмы сопровождаются специфическим шумовым оформлением: дыхание стонущего характера, вздохи, оханье, свистящий вдох и шумный выдох, в то же время в легких каких-либо хрипов не выслушивается. Дыхательные движения при псевдоастматическом приступе учащаются до 50—60 в минуту, при этом непосредственным поводом могут быть любое волнение, неприятный разговор и т.п.