Вегетативные дисфункцииСтраница 11
Психотерапевтическое воздействие приводит к снижению исходной симпатикотонии, повышенного центрального контура регуляции, гипер-симпатикотонической реактивности (особенно катарзис), повышению сниженных адаптационно-приспособительных механизмов (аутогенная тренировка), нормализации микроциркуляторного русла в виде гемодинамических изменений стенок сосудов и спазма артериол. В меньшей степени психотерапия эффективна (в основном в виде суггестивных методик) при ваготонии и дегенеративных изменениях микроциркуляторного русла, поскольку эти изменения чаще всего возникают у больных с наличием хронической соматогенной интоксикации, что обуславливает применение у них медикаментозной терапии.
Если ведущими этиологическими являются психогенные факторы, показана как рациональная, так и групповая психотерапия; оба вида лечения направлены на коррекцию особенностей личности, смешение акцентов в системе отношений в сторону максимальной социализации, воспитание адекватных реакций.
Рекомендуется следующий алгоритм применения различных методик психотерапии у детей с вегетативными дисфункциями в зависимости от пола, особенностей типа высшей нервной деятельности, состояния вегетативного гомеостаза, нарушений психоэмоциональной сферы.
Психотерапия вегетативных дисфункций проводится в три этапа. Необходимая информация для индивидуального назначения различных психотерапевтических методик: диагноз, функциональное состояние вегетативного гомеостаза, тип высшей нервной деятельности, пол.
Первый этап. Выясняется связь симптомов заболевания с психоэмоциональным статусом ребенка, определяется вегетативный гомеостаз, тип высшей нервной деятельности ребенка, проводится клиническая диагностика и лечение.
При ваготонии назначается только базисная терапия, включающая режим дня, диету, медикаментозную (ноотропы, витамины, сосудистые средства), физио- и фитотерапию, семейную психотерапию, ЛФК, включающую релаксационную гимнастику и занятия на велотренажере. При симпатикотонии, кроме базисной терапии, с первого дня поступления ребенка под наблюдением проводится психоанализ.
Дети с высоким нейротизмом должны находиться в тихой, спокойной обстановке, по 2—3 человека в палате. С ними нельзя проводить шумные игры.
Интравертам назначаются занятия на велотренажере, а экстравертам — нет. Комплекс релаксационной гимнастики для них проводится отдельно, длительность для экстравертов — 30 мин, а для интравертов — 20 мин, что достигается более длительным нахождением экстравертов в асанах (до 10—15 с) и более длительным расслаблением после окончания упражнений (10 мин), тогда как для пребывания в асанах интравертов достаточно 5—10 с, а для расслабления после упражнений — 5—8 мин.
Второй этап. С учетом особенностей нарушения психоэмоциональной сферы ребенка назначаются основная и вспомогательные методики психотерапии.
Так, дети с неврозом должны проходить психоаналитическую терапию, хотя при необходимости возможно назначение и других психотерапевтических методик (групповой или суггестивной); на детей с акцентуацией личности или психопатией наибольший эффект производит групповая психотерапия, но может применяться суггестивная или аналитическая. При астениях соматогенных или резидуально-органических наиболее показана суггестивная психотерапия в виде гипнотерапии для девочек и аутогенной тренировки для мальчиков, а после уменьшения явлений астении может проводиться групповая психотерапия.
Третий этап. Проводится поддерживающая терапия. Назначается индивидуальный режим дня, лечебная физкультура, контрастные водные процедуры, определяется возможность обучения в специализированных школах, в зависимости от способностей ребенка и его интересов (экзистенционально-гуманистическая психотерапия). При необходимости продолжается психоанализ или групповая психотерапия. Осознание подростком своих жизненых интересов может входить в противоречие с возможностями их реализации. Дети с правополушарным типом мышления (так называемые «левши») вряд ли будут хорошими математиками, так же, как «левополушарники» — художниками или гуманитариями. Обучение в школах и классах, соответствующих индивидуальным наклонностям ребенка, не будет вызывать напряжения и астенизации от преодоления несоразмерных со способностями трудностей.