Вегетативные дисфункцииСтраница 1
Вегетативная дисфункция (ВД) — это одна из наиболее частых патологий детского возраста. Они встречаются у 20% в общей популяции детского населения.
В течение длительного времени вегетативные нарушения обозначались многочисленными терминами, например, «вегетативно-сосудистая дистония», «нейроциркуляторная дистопия», «вегетативный невроз», «дизвегетоз», «вегетативная дизрегуляция» и др. Причем часто эти термины употреблялись как синонимы. Однако для обозначения функциональных нарушений вегетативной нервной системы наиболее оправданным и удачным является термин «вегетативная дисфункция», поскольку, согласно «Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем» десятого пересмотра (М КБ-10, Женева, 1995), которая рекомендована ВОЗ в настоящее время, понятие «дистония» употребляется для обозначения различных нарушений мышечного тонуса. Поэтому использование термина «дистония» в другом значении внесет дополнительную терминологическую путаницу.
При этом четко очерченная клиническая картина и общность патогенетических механизмов, приводящих к вегетативным нарушениям, позволяют выделить их в самостоятельную нозологическую форму. Это соответствует Международной классификации болезней десятого пересмотра.
ВЕГЕТАТИВНАЯ ДИСФУНКЦИЯ. Это заболевание организма, характеризующееся симптомокомплексом расстройств психоэмоциональной, сенсомоторной и вегетативной активности, связанное с надсегментарными и сегментарными нарушениями вегетативной регуляции деятельности различных органов и систем.
ЭТИОЛОГИЯ. У каждого ребенка, как правило, имеется несколько факторов, способных играть роль причинных, предрасполагающих, провоцирующих:
1) наследственные (особенности ВНС, нарушение чувствительности рецепторов и др.);
2) неблагоприятное течение беременности и родов;
3) повреждение ЦНС (инфекции, опухоли, травмы и др.);
4) психоэмоциональное напряжение, неврозы;
5) гормональный дисбаланс;
6) острые и хронические инфекционные заболевания, соматические заболевания, хронические очаги инфекции.
Наследственно-конституциональные особенности деятельности ВНС у детей подтверждаются семейной отягошенностью по ВД и являются одним из важнейших этиологических и предрасполагающих факторов. Считают, что детям передается от родителей тип реагирования ВНС на неспецифический стресс.
Неблагоприятное течение беременности и родов следует считать одним из основных причинных и предрасполагающих факторов ВД. Почти 80—90% детей с ВД родились в результате быстрых, стремительных, реже — затяжных родов, с применением различных видов родовспоможения.
Унаследованный тип реагирования ВНС на стресс и неблагополучное течение родов в генезе ВД у детей можно объединить с той позиции, что первичный сигнал к началу родов исходит от нервной системы плода. Тогда наследственно обусловленная структура вегетативного реагирования при ВСД приобретает ведущее значение, а средовые факторы (внутричерепная гипертензия, очаги инфекции и др.) ее провоцируют и усугубляют. Необходимо помнить и о приобретенных повреждениях ЦНС, ведущих к развитию синдрома ВД у детей: закрытые и открытые травмы черепа, инфекции, опухоли, интоксикации и др.
Психоэмоциональное напряжение у детей, связанное с неблагополучной обстановкой дома (психологическая несовместимость членов семьи, злоупотребление алкоголем, неправильное воспитание — жестокость, гипо- или гиперопека), в школе (конфликты с учителями, товарищами), умственным переутомлением и специфическими личностными особенностями, может быть причиной развития неврозов и ВД у детей.
Физические, умственные и социальные стрессоры необходимы для поддержания здоровья, если их сила не превышает определенного индивидуального уровня. Эта стимуляция (ell- stress), необходимая каждому организму, вносит в жизнь импульс и предотвращает ухудшение умственных и физических функций. При хроническом эмоциональном стрессе нарушается взаимодействие между эмоциональными и вегетативными проявлениями, что приводит к возникновению ВД. В реализации стрессовых ситуаций имеют значение характерологические особенности ребенка, конституциональная предрасположенность, органические изменения в головном мозге. Своеобразие семейной ситуации сказывается и на резистентное™ ребенка к психологическому стрессу.