Что не понимают родителиПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Что не понимают родителиСтраница 18
Вспоминается одна девочка, буквально рвавшаяся в школу. Вот диалог с ней через месяц обучения:
- Нравится ходить в школу?
- Что-то не очень.
- А что случилось?
- Что-то портфель стал тяжеловатым.
Вот Вам и внешнее оправдание внутреннего расхождения целей учителя и ученика. Ученик. хочет учиться, а его учат другому, пичкают знаниями, а не формируют базисные умения, без которых после 9-ти лет желание учиться пропадет. Так же как после 7-ми лет пропадает неудовлетворенное желание трудиться.
На вопрос: «Любишь ли ты трудиться?» - большинство дошкольников отвечает: -Да!
- А как ты больше всего любишь помогать маме?
- Мыть посуду.
- И моешь каждый день?
- Нет, не каждый.
- А кушаешь каждый день ?
- Конечно!
- А ты, Ира, что больше всего любишь делать?
- Мыть пол!
- И моешь? - Нет!
- Почему?
- Мама не дает.
После 7-ми лет, к сожалению, больше всего любят читать, играть, писать, рисовать, лепить, с компьютером заниматься и так далее. Заметьте: все для себя.
- Ну, а кто маме будет помогать?
- Зачем? - отвечают некоторые. - У нас дома быт налажен.
Это отрывки из грустных невыдуманных диалогов. Девочку с тяжелым портфелем, может быть, удастся на авторитете взрослых и учителей дотянуть до 12-летнего рубежа с неплохими результатами. Очень сомнительно, чтобы после 12-ти лет она смогла самостоятельно войти в режим самообучения и училась бы с удовольствием, без подталкивания со стороны взрослых.
Итак, с 7-ми до 9-ти лету детей закладывается сложнейшее интегральное умение учиться. В обычной школе это, как правило, происходит стихийно на материале школьных программ. После 9-ти лет продолжается развитие этого умения, но акцент с учебной деятельности переносится на деятельность по способностям. Ребенок становится в большей степени учеником жизни, чем учеником школы. Ему больше нравится посещать различные кружа!, чем уроки. Он как будто распускает веером свои способности, любуется ими, как восхитительными перышками, перебирает их с восторгом и восклицает: «И это я могу . И это я тоже могу . Неужели и это я могу? Как здорово! Как интересно!»
Этот внутренний естественный перебор внешне воспринимается как разбросанность. У Агнии Барто есть прекрасное стихотворение об этом возрасте:
В драмкружок .
Кружок по фото .
Что-то мне и петь охота . Простите за неточное воспроизведение, но вряд ли суть искажена: «Охота всем заниматься . И всем сразу, а всем сразу не получается, приходится по очереди». Только качал одно дело - хочется другого. Начал другое - хочется попробовать себя в третьем. Конца и края не видно! Где же выход? Так и пускать все на самотек? Нет, конечно, чтобы не появилась привычка бросать начатое дело. Ребенку самому не остановить себя, ему, как и в период послушания, нужна внешняя помощь.
- Сколько времени ты ходил в драмкружок? - Неделю.
А теперь захотел в фотокружок?
- Давай договоримся, в фотокружок ты отходишь 10 дней, и только потом будешь принимать решение, ходить ли туда дальше, ведь ты сам его выбрал!
Так постепенно необходимо увеличивать с каждым новым кружком срок сознательного терпения в нем. К 10 - 11-му классу этот срок должен составлять не менее 6-ти месяцев: «Решила ходить m курсы машинистки -терпи полгода, а потом будем советоваться».
Вот мы и подошли с Вами к 12-летнему ребенку. Все предыдущие этапы имели свои доминанты и несомненные преемственности. Умение общаться закладывалось на внутреннем плане в периоде от рождения до 3-х лет, а на внешнем - от 3-х до 5-ти. Запечатлевая состояние открытости взрослых друг на друга во время общения, дети учились общаться со взрослыми (с рождения до 3-х), со сверстниками (с 3-х до 5-та), с самим собой, открываясь на труд (с 5-ти до 7ми), на учебу (с 7-ми до 9-ти) и на свои способности (с 9-та до 12-ти). При этом в соответствующие периоды развития дети учились любить людей, труд, учебу, себя. Учились терпеть себя и других в общении, в труде, в учебе и на занятиях по способностям. Учились послушанию внутреннему и внешнему: голосу совести и слову взрослых, родителей, учителей. Учились душевно трудиться (с рождения до 5-ти), трудиться ради другого (с 5 да 7-ми) и ради самого себя (с 7-ми да 9-ти) и по способностям. Учились учиться постигать «святую троицу» не только на примере деятельности взрослых (с рождения да 5-ти), не только прикасаясь к трем этапам истинного трудового действия, но и познавая эти три этапа в учебной и кружковой деятельности: каждое действие должно иметь соответствующую задумку (Этическую цепь), качественное исполнение и завершение, включающее в себя возможную ликвидацию отрицательных последствий деятельности, самооценку и оценку со стороны взрослых. Роль оценки поступков со стороны взрослых для сопоставления с самооценкой неизмеримо возрастает после 12-ти лет, ибо все посеянное в нас начинает проступать в якобы самостоятельных поступках, а на самом деле обусловленных предыдущими этапами. Начинается бурное и трудное знакомство с самим собой, не умеющим общаться, трудиться, учиться, терпеть, слушаться.