Что не понимают родителиПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Что не понимают родителиСтраница 1
Этапы этико-психологического становления детей от рождения до 24-х лет
Это трудная и радостная тема. Каждый раз возвращаясь к ней в новой аудитории, по-новому вглядываешься в ребенка, в человека, и хочется рассказать больше, чем это удалось в прошлый раз.
В этот раз в начале нашей встречи хочется остановиться в нескольких словах на той информации, которая на сегодняшний день уже накоплена в нашей литературе и, при желании, всегда доступна.
К сожалению, несмотря на то, что литература имеет глубокие «исследовательские корни», она очень «расчленяет» ребенка на «кусочки», и тогда у родителей и педагогов возникает вопрос: что же делать с этой мозаичной информацией, с этой разношерстной литературой? Отдельно интеллект, отдельно различные способности оценили, отдельно длину у него измерили, отдельно -вес, рост . А как все это собрать вместе?
Все описания, все теории, с которыми приходилось сталкиваться, лишний раз иллюстрируют один из наших подходов к культуре мышления. Каждый автор пытался взглянуть на ребенка с точки зрения либо своих профессиональных интересов, либо с точки зрения своего жизненного опыта. Отсюда -разнобой, расцвеченность в исследованиях разных специалистов. Каждый из них, безусловно, что-то привносит и дает нам возможность почувствовать нечто, до сих пор не замеченное, не увиденное ,не объясненное. Но как все это собрать вместе и применить к собственному ребенку? Пытаясь ответить на этот вопрос вопросов, мы чаще всего заходим в тупик.
Попытаемся выйти из этого тупика, обращаясь к материалу прошлых встреч, попутно придавая ему новое звучание за счет наполнения новым содержанием. В лекции «Как согласовать образование с воспитанием» мы упоминали базисные умения и необходимую приоритетную последовательность их запуска. На первое место мы ставим базисное умение общаться, на второе - базисное умение трудиться, а на третье - базисное умение учиться. И только после того, как запущены первые три ступени ракеты, запускающей способности ребенка, ракеты его становления, развития и благополучия, мы считаем возможным перейти к запуску четвертой ступени - к формированию интеллектуальных способностей, то есть к базисному умению думать.
Если мы взглянем на работы разных авторов с точки зрения этих базисных умений, то обнаружим, что тот или иной автор в тех или иных своих воз зрениях начинал рассматривать ребенка, либо с точки зрения о оного из этих базисных умений, либо внутри того или иного периода разлития базисного умения и проходил более тонкую дифференциацию на подуровни.
В книге Рыбалко «Возрастная дифференциальная психология» можно встретить большое количество очень ценных и интересных результатов исследовании по тонкой дифференциации особенностей развития в различные периоды жизни ребенка, начиная от самых первых младенческих шагов и заканчивая теми периодами, когда мы уже ничего с ним сделать не можем. Эту книгу родителям трудно читать и воспринимать, так как она ориентирована на специалистов. Книга, безусловно, полезна с точки зрения дифференциального веера сведении о ребенке, когда все разложено. Нас с Вами в данном случае больше интересует интегральная психология. После небольшого литературного обзора мы представим Вам более интегральную, а потому и более полезную для родителей книгу, основанную на этических интегрирующих, с нашей точки зрения, понятиях.
«Книжка-дневник для родителей» выпущена в Ленинграде в 1989 г.* и вполне соответствует названию. Психомоторное развитие ребенка описано в очень удобной табличной форме, начиная от первых месяцев и заканчивая 7-летним возрастом. По каждому возрасту приводятся качественные характеристики, по которым можно оценивать моторное, сенсорное, умственное развитие ребенка, игровую деятельность, его поведение, его навыки. Из таблиц видно, что, на сегодняшний день, по мнению психологов и физиологов, в том или ином возрасте должен уметь делать ребенок. К сожалению, не все из того, что в прошлом веке считалось нормой для детей, по силам нашим детям. Например, девочка до школы, вне зависимости от уровня обеспеченности семьи, должна была в совершенстве владеть иголкой, ухаживать за одеждой и телом. Многие ли наши дети выдержат этическое сравнение с дореволюционными детьми?