Что не понимают родителиПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Что не понимают родителиСтраница 10
С какой стороны ни посмотрим на первые три года жизни ребенка в семье, мы видим, как высвечивается самое главное условие сохранения семьи: мир. Без мира семья распадается, без семьи кет полнокровного солнца родительской любви, а без этого солнца не научиться любить, не вырасти в любви. Сохранение мира требует взаимных уступок, умения стерпеть ради другого. Глядя на нас, терпящих друг друга ради ребенка, наш ребенок если и не научится любить, то, по крайней мере, научится терпеть. Терпеливость сделает его истинным учеником жизни, стремящимся, как и его родители, не попадать в психопатический крут. Только терпеливый сможет шагнуть дальше родителей в искусстве любить людей.
Давайте ради детей подарим друг другу терпение и постараемся хранить друг друга в чистоте отношений, не позволяя себе в раздражении входить в дом, где растут дети. Помните, на Руси не дозволялось даже князю в сердцах входить в покои будущей матери, дабы не порождать в жене ответную агрессивность и не сеять в будущем ребенке семена нелюбви к людям. Князя в таком бессердечном, невыдержанном состоянии могли остановить на пороге мамушки-нянюшки. А кто же нас остановит, если не мы сами?
Чему учится ребенок, что постигает в возрасте от 3-х до 5-ти лет? Играть! И через игру постигает взрослые смыслы жизни. В игре дети копируют запечатленные движения взрослых, через движение присоединяясь к миру взрослых и присваивая его себе. Многократно проигрывая одну и ту же игру, как заезженную пластинку, ребенок вновь и вновь «вслушивается» в нее, открывая для себя новые горизонты и глубины понимания того, во что играют взрослые.
Чем мы можем помочь нашим детям в этот период жизни? Тем, что осветим игру нашим участием, словами, оценке« некоторых игровых поступков, переключением внимания на разнообразные игры, на различные профессии, на неосвоенные роли. Иначе может произойти закрепление жизненного сценария, навязанного ролевой игрой. Может произойти присвоение удачно сыгранной роли, например, роли неудачника.
Сегодня в игре девочке Кате в очередной раз, якобы случайно, пришлось играть роль опоздавшей: все первые роли были уже распределены, когда она включилась в игру. Завтра уже взрослая жизнь что-то недодаст ей. И настолько Екатерина Михайловна свыкается с этой ролью, что иной раз чувствует себя просто несчастной, если придет куда-то вовремя и ей что-то достанется, вопреки ожиданиям. Доказательством правоты таких людей является неудача. «Я же говорила, что мне не везет!» - почти счастливо восклицает такая типичная Екатерина Михайловна, победоносно поглядывая на окружающих.
Незабываемый случаи произошел на моих глазах. Под столом в дочки-матери играли мальчик К. и девочка Л. Их друг А., заглянув под стол, попросил:
- Возьмите меня .
- А кем?
- Буду вашим сыночком.
- Также пойдет, - ответил К.
- А как надо? - спросила Л.
- Сначала надо познакомиться, пошли в коридор.
В коридоре они познакомились только на французском и английском языке, так как их этому учили только на иностранных языках.
- А теперь что?
- Теперь надо сыграть свадьбу.
Они залезли под стол и сыграли свадьбу.
- А теперь? - спросила Л.
- Гости уходят и оставляют молодых одних. Мальчик А. не выдержал:
- Ребята, а вы про меня не забыли?
И тут вдруг девочка Л. неожиданно говорит:
- Подожди, подожди, я еще не решила, буду ли я тебя рожать .
Для того, кто серьезно относится к детским играм, этот ответ будет понятен - девочки, вспомнившей запечатленное в утробе состояние своей мамы, в свое время принимавшей аналогичное решение.
Ролевой микросценарии может придти к ребенку не обязательно через игру. Неосторожно сказанное слово может запечатлеться ка долгие годы в одну импринтинговую минуту.
- Ну, какая грязнуля! - брезгливо сказала бабушка внучке, легонько спихивая ее с колен. - Иди сначала руки помои, а !югом приходи ко мне. Внучка побежала ка кухню: