Как согласовать образование с воспитаниемПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как согласовать образование с воспитаниемСтраница 9
Не это ли лишнее жизненное доказательство первичности всех этических вопросов!
После формулирования основных моментов нашей системы пришла пора придать этическую окраску риторическому вопросу, вынесенному в название нашей встречи: «Как согласовать образование с воспитанием». Все ответы уже посеяны, дали всходы, можно начинать жатву.
Красивое слово «образование» истоками своими вое ходит к святому слову «образ», более духовному и целостному, чем слово «питание». Поэтому за словом «образование» стоит очень много положительного, ко так случилось, что сегодняшнее образование не отвечает по содержанию этому слову. Появилась потребность использовать слово «воспитание», чтобы как-то отделиться от «образовательного» смысла, возникшего в контексте таких словосочетаний, как общее образование, высшее образование, рядовое образование, среднестатистическое образование и так далее. Нам кажется именно это побудило Д.С. Лихачева в одном из его выступлений высказаться следующим образом: «Целью современной школы должно быть не образование, а воспитание». Эта мысль может быть продолжена названием книги Рудольфа Штайнера, основателя Вальдорфской педагогики: «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки» (Вестник теософии, 1901). В этой работе речь идет о периодизации в развитии физического, душевного и духовного тела ребенка. Не обсуждая в школе такие понятия, как тело, душа, дух, мы оставляем наших детей на уровне человека, о котором очень метко сказал Эмиль Кроткий: «Он знал, что душа - предрассудок, ко все-таки ока у него болела». С душевными муками мы все встречаемся, ко даже назвать их, не то чтобы отличить друг от друга, не можем, поскольку не владеем соответствующими нравственными понятиями для их различения. Много ли у нас школ, таких, как щетининская, где в курсе физики среди базисных научных понятий присутствуют такие, как дух, душа, Бог, религия.
В школах в основном идет потребление знаний и напичкивание ими без нравственного осмысления. Религию выплеснули, народную педагогику вытолкали вслед за религией, воспитание заменили многолетними разговорами о воспитании и подменили физическим развитием, оставив детей без того, без чего человек человеком состояться не может, ибо не увидит даже злое и доброе внутри себя и а окружающих, так как никогда об этом не размышлял. Когда мы просим детей нарисовать портрет того, кому ты друг, некоторые дети наравне со взрослыми по сути своей не понимают вопроса. «Кто мне друг» -понятно, потому что «мне», а «кому я друг» - непонятно в потребительской психологии сегодняшнего общества.
В названии знаменитой книги Дейла Карнеги отражена прагматическая направленность современников: «Как приобретать друзей». Заметили? Как приобретать, то есть как сделать, чтобы мне было хорошо, чтобы мне было с этого что-то, а не другому. С таким эгоистичным названием быстрее бы купили книгу, чем, скажем, с альтруистским: «Как стать другом». Наши школьники уже заражены потребительством знаний, и если Вы, на их взгляд, знаний не даете, не доказываете им необходимости Ваших уроков, а тем более ведете рассказ об этических принципах, без которых ни одно знание на самом деле не может быть грамотно использовано, то, не исключено, что они Вас слушать не будут. И не все педагоги поймут, когда Вы будете говорить, прежде всего, об этических принципах, а не о самих методиках.
«Дайте мне методику!» - будут требовать от Вас. А что стоит за этим требованием? Как правило, желание снять с себя ответственность. Если методика Валявского не срабатывает, то я тут ни причем и виновата либо методика, либо сам Валявский. А то, что хрупкое деревце-методику я поставил на асфальт и даже не полил ни разу -это не в счет.
В самых свободолюбивых школах, вальдорфских или ауровильских, отсутствуют методики, даются только возрастные рекомендации. Каждый педагог волен воспользоваться ими так, как считает нужным. Тогда процесс воспитания, а не образования, носит такой свободный характер, что не нужны ни звонки, ни уроки, а дети не теряют интереса к учебе к к жизни.