Как согласовать образование с воспитаниемПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как согласовать образование с воспитаниемСтраница 21
Кстати, как Вы думаете, как мы догадались, что эта женщина увидит дырку в ладони? Она первая воскликнула: «С ума сойти можно!»
Вот этот мужчина установку не выполнил и дырку не видел. Как мы догадались? Просто: в своей ладони он дырку не видел, а в моей увидел. Мы так быстро подводили свою ладонь, отвлекая его просьбами описать наблюдаемый объект, что он не успевал переключиться с объекта на ладонь.
У кого ладонь не дырявая? У Вас? Попробуйте взять трубку в другую руку и посмотреть на объект другим глазом, а теперь подведите ладонь. Видите, получилось. Видимо, этот глаз у Вас ведущий, доминирующий.
А у Вас, скорее всего, какая-то особенность зрения. Мы замечали, что люди, смотрящие в трубочку таким, на наш взгляд, странным образом, как правило, дырку не видят. Обратите внимание: трубочку Вы держите не прямо, а под углом, смотрите при этом как бы уголком глаза, а Ваша голова повернута так, что глаза находятся на разном расстоянии от рассматриваемого объекта. Возможно, Вы представитель той 30-процентной группы, составлявшей исключение, которое, как мы уже говорили, наблюдается чаше всего. С Вами надо разбираться особо.
Если кому-то не помогли наши советы, а действовали Вы правильно, то, во-первых, проверьте себя еще раз и еще раз испытайте себя, а во-вторых, потренируйтесь на формирование и выполнение установок. Не исключено, что Вы просто не умеете этого делать: не умеете «перестраиваться», а значит многое в Ваша! жизни имеет шанс проскочить или незаметно пройти мимо.
Какие глобальные выводы можно и нужно нам с Вами сделать на будущее в связи с нашим дырчатым экспериментом?
Как часто мы с Вами видим не то, что есть на самом деле, а то, что нам хочется видеть - как дырку на своей ладони!
Как часто мы с Вами не видим то, что есть на самом деле, перед нашими глазами, если нам этого не хочется видеть - как ладонь в том месте, где мы увидели дырку!
И все это в зависимости от простейшей очевидной установки: видеть или не видеть. Здесь еще раз уместно вспомнить слова Грегори: «Мы видим не потому, что мы смотрим, а потому, что мы думаем». Если мы думаем, что чего-то нет, то этого для нас как бы не существует в мире. Но если мы считаем, что что-то есть, - и не пытайтесь нас переубедить! Узнаете атеистов? Узнаете религиозных фанатиков? Узнаете педагогов, убежденных в неспособности двоечника или гениальности пятерочника?
Проводили специальные эксперименты по выявлению роли установки учителя в успехах учеников. В начале учебного года тестировали учеников и, не обращая внимания на результаты тестирования, случайным образом «назначали» наиболее способных. О результатах сообщалось педагогам: «Вот эти ученики у Вас самые способные к математике, а эти - к химии!» Не надо быть особо гениальным, чтобы с большой вероятностью предположить улучшение успеваемости назначенных учеников к концу первого же учебного года. Так же несложно это объяснить, даже не прибегая к дырчатым выводам: скорее всего, каждый педагог воспринимал неудачи этих учеников, как свои собственные, как следствие своих педагогических недоделок. Появлялся этический вопрос: «Что я не сделал для того, чтобы этот ученик отлично учился?» Шел поиск новых адекватных подходов. И они, естественно, находились.
Известна мысль о мыслях: мысли, которые мы допускаем о себе, творят нас! После наших рассуждении о роли установок всем будет близка педагогически конкретизация этой мысли: наши мысли творят наших учеников. Поэтому так важно подвергать сомнению не только свои общие педагогические установки, но и частные, касающиеся отдельных учеников. Поэтому так важно подвергать сомнению не только свои общие научные установки, но и частные, профессионально окрашенные.
«Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» - воскликнет профессионал, знающий запреты научной картины мира. И он прав только в том смысле, что действительно новое не может быть обосновано в рамках старых представ пений с неизменным объемом понятий, в рамках устаревающей картины мира. Истинно новое не может быть логически доказано, оно не выводимо из старого, оно утверждается в виде новых понятий или постулатов , которые необходимо просто предположить, принять и пережить!