Как согласовать образование с воспитаниемПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как согласовать образование с воспитаниемСтраница 2
Родители, педагоги и дети, особенно старших классов, должны знать, когда и что можно и нужно сеять.
Реализацию нашей концепции мы начали с того, на что обычно откликаются все родители и педагоги. Мы предложили на основе разработанного задачника, который называется «Развитие КМ», ввести новый школьный курс. Назвали его «Культура мышления». В этом курсе ребята встречаются с основными обобщенными закономерностями из курса физики, химии, математики и так далее. В этом курсе они знакомятся с базисной картиной мира. Тогда, с точки зрения этого интегрального курса, - Культура Мышления - все остальные школьные курсы мы трактуем, как дифференциальные курсы. И если во время знакомства с культурой мышления ребята встречаются с базисной картиной мира, то, придя на урок физики, математики или химии, они будут также знакомиться с картиной мира, но глазами понятии этих предметов. И тогда на уроке химии они должны встретиться с химической картиной мира, на уроке физики ядром преподавания будет физическая картина мира, на уроке математики целью, к которой будем вести ребят, будет соответствующая математическая картина мира. итак, с неукоснительным уважением мы должны прислушиваться ко всем школьным предметам без исключения, если действительно хотим дать нашим Детям целостное представление о природе. Какой опыт наработан у нас в этом направлении? Были апробации в старших классах, в 11-х, 10-х, 8-хи в 5?х классах. Сейчас нарабатывается материал по культуре мышления в начальной школе.
Итак, формулирование нашей разновозрастной системы развития картины мира мы обычно начинаем с предложения о введении нового школьного предмета - культура мышления. Будем считать это первым пунктом нашей системы. Конечно, эту работу по развитию культуры мышления надо начинать до школы. С этой целью мы предложили ввести группы этико-психологической подготовки к школе детей вместе с родителями. И это второй пункт нашей разновозрастной системы. Первый час мы играем с детьми в присутствии родителей. Потом, во время второго часа, когда детей уводят ассистенты, мы рассказываем родителям, чем мы занимаемся, зачем это нужно и какие минимальные рекомендации для 15-минутной ежедневной работы дома вытекают из того, что они видели на примере поведения их собственного ребенка.
При таком подходе отношение родителей к своим детям и нашим советам меняется прямо на глазах. При первом обращении к нам родителей больше всего интересует: будут ли их детей учить читать, писать, считать и так далее? А если Вы скажете «нет», то они с удивлением могут пожать плечами, что означает: «Зачем Вы тогда нужны?!» После первого индивидуального знакомства с ребенком в присутствии родителей они интересуются, по сути, тем же, и после окончания знакомства часто взволнованно спрашивают: «Ну как, готов наш ребенок к школе?» Но уже после первой коллективной игры в присутствии родителей, они задают самый стоящий конструктивный вопрос: «Что нам делать дальше?» С этого момента, если еще не на деле, то, по крайней мере, на словах, они наши сторонники!.
Как помочь родителям не утонуть в море советов, которые сыплются на них со всех сторон: и по радио, и по телевидению, и из книг по семейной педагогике, и друзья советуют, да и с всей опыт подсказывает, а в холодильнике пусто, белье не стирано . Приходишь вечером домой и не знаешь, за что хвататься, не то, что разбираться во всех этих рекомендациях . А тут еще Валявский со своими этическими вопросами .
Наши встречи с детьми в присутствии родителей отнимают у последних право прикрываться незнанием того, что надо делать дома, за что хвататься. Все каши советы мы разбили на капельки по дням недели: на первых встречах проигрываем те игры, в которые просим играть дома с детьми по понедельникам (первая капелька - День диспетчера), потом знакомим их с играми, предназначенными для вторников (День звука); потом для сред (День знаний); четвергов (День зрения), пятниц (День речи), суббот (День мышления), воскресений (День тела и День Творчества). Когда заканчиваются наши плановые встречи, все родители знают не только, во что играть по понедельникам, вторникам итак далее, но и как играть: так, как мы играем с их детьми на занятиях.