Как согласовать образование с воспитанием
Психологическое развитие / Как понять ребенка / Как согласовать образование с воспитанием
Страница 10

Что мы наблюдаем в наших школах? Почти все педагоги нас спрашивают: «Что делать? Как помочь детям, которые не хотят учиться?» Дорогие педагоги к родители! Вспомните, как эти дети рвались в школу в самый первый день! Если дошкольник на вопрос: «Хочешь ли ты пойти в школу?» - отвечает: «Не хо-чу», -психологи справедливо считают его психологически к школе не готовым. Буквально через месяц после обучения многие хотевшие уже не хотят учиться:

- Тебе нравится ходить в школу?

- Нет!

- А раньше нравилось?

- Да.

- Что же случилось?

- Да портфель стал тяжеловат .

Какова же должка быть сила педагогического давления, чтобы в такие короткие сроки задавить сильнейшую психологическую потребность учиться!

Оказывается, педагогам по плечу не только это: через полгода обучения удается справиться даже с биологическим ростом (данные доктора медицинских наук В. Ф. Базарного). Насколько же процесс обучения не согласован с естественными потребностями детей, если летом надо ставить вопрос о проведении оздоровительной кампании?! Летом дети опять «захотят» и начнут расти, а вот учиться они могут так и не захотеть!

Что же будем делать мы, взрослые? Бороться с их нежеланием, то есть со следствием, а не с причиной, породившей нежелание, убившей желание. В чем же причина? В неестественности процесса обучения! Или другими словами: в нарушении естественного процесса развития! Вот Вам и ответ на вопрос: «Как согласовать образование с воспитанием?» Необходимо весь педагогический процесс сделать естественным, то есть своевременным, потребностным и индивидуальным. Все это мы уже обсуждали, когда сформулировали третий и четвертый пункты нашей разновозрастной системы: Необходимо весь педагогический процесс согласоватъ с этапами этико-психологического становления ребенка. Базисные умения общаться и трудиться сеются до школы, до 7-ми лет, пока ребенок находится под крылом родителей. Когда родители проникнутся пониманием ответственности за дошкольный период, может быть, у них не повернется язык обвинить педагогов в последствиях непосеянного до школы, а своих детей в нерадивости. Когда педагоги проникнутся пониманием ответственности за школьный период сеяния умения учиться, они не будут иметь основания для обвинения родителей и учеников.

Согласовывая педагогический процесс с этапами сеяния, мы объединяем усилия вечно разрозненных элементов педагогического треугольника: учитель - родитель - ученик. Это еще один ответ, конкретизирующий суть согласования образования с воспитанием, или педагогического процесса с этапами этико-психологического развития, что для нас одно и то же.

Все наши последующие лекционные встречи отвечают на отдельные вопросы: что не по силам детям, как ребенок думает, что не понимают дети, что не понимают родители, как помочь старшекласснику и так далее. Ответы на эти вопросы необходимы учителям, родителям и ученикам для взаимопонимания, без которого не удастся согласовывать образование с воспитанием.

Так, например, лекция «Что ребенку не по сипам» знакомит родителей и педагогов с новым понятием «диспетчерская программа». Благодаря этому понятию легко удается объяснить родителям, почему их ребенок, не овладевший своей диспетчерской программой до школы, не сможет участвовать в коллективном процессе: обучения в школе. Педагоги и родители благодаря диспетчерским играм с детьми с удивлением обнаруживают в себе плоды неумения управлять собой. После нашей лекции у них не возникает сомнения в необходимости формирования этого умения в дошкольном периоде, дабы ни в старших классах, ни в старшем возрасте не пришлось обратиться к психологу или психотерапевту или самостоятельно заниматься перепрограммированием.

Встреча-лекция «Как ребенок думает» познакомит родителей с нашей практической разработкой - головоломкой «Золотое сечение», опубликованной в сборнике «Калейдоскоп игр»*. Эта головоломка не только развивающая, но и диагностирующая. Таблицы с изображением эталонных фигур вывешивают за спиной ребенка, его просят их запомнить и, повернувшись к столу, сложить из этих фишек (6 квадратов и 1 прямоугольник) то, что он запомнил. Каждая дидактическая фигура позволяет сделать массу наблюдений, легко интерпретируемых в присутствии родителей без дополнительной обработки. Играя в эту игру, ребенок как бы сам комментирует особенности своей мыслительной деятельности, поскольку все, что он думает, выплескивается в его движениях, в его поведении, в характере общения с таблицами, с фишками, с товарищами по группе, с нами, взрослыми, а также отражается в репликах и вопросах. «Золотое сечение» дает возможность отследить практически все основные особенности будущего поведения ребенка в школе. Игра с детьми в присутствии родителей носит назидательный характер. «Зрячие» родители сами увидят, какие фигуры их ребенку не по силам и как он психологически ведет себя при столкновении с неудачами. Как правило, родители интересуются не диагнозом, не причиной, по которой ребенок с чем-то не справляется, а кон-кретным вопросом: «Что нам дальше делать?» Если родители дозрели до этого вопроса, они будут помогать ребенку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22