Что мы знаем. Лучше всего и хуже всего. ОдновременноПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Что мы знаем. Лучше всего и хуже всего. ОдновременноСтраница 9
"С ним что-то случилось! На него не похоже!» А Вы вдруг перестаете обращать внимание на мнение сначала самых близких - родителей, а потом, к сожалению, и на мнение уважаемых Вами учителей, и даже тех взрослых людей, которым Вы до этого момента, может быть, беспредельно доверяли. Оказывается, что все произошло совсем не вдруг, это началась закономерная встре-ча и знакомство с самим собой. Чтобы та встреча была воистину полезной для Вас, чтобы Вы к ней могли отнестись сознательно, Вы должны хотя бы знать, что она закономерна и запрограммирована предыдущими этапами развития. Вам необходимо знать про критические точки развития Вашей личности. В этих критических точках природа предоставляет нам право познакомиться с собой, узнать, что же мы подсознательно запомнили и запечатлели и что нам ждать от себя впереди. Подробнее об этом говорить я сейчас не буду (см. лекцию 6). Хочу только предупредить: незнание этих законов запечатления может привести к тому, что Вы пойдете на поводу у запечатленного, то есть будете совершать запрограммированные поступки, которые сами же могли и предсказать. Хочется пожелать Вам не игнорировать свои поступки, а пытаться осознать причины их появления у Вас, чтобы научиться их предсказывать и встречать. Сил Вам и терпения! Изучайте себя! Спрашивайте себя: «Как я воспринимаю новую информацию? Что мне в этом мешает? Как в следующий раз этому ПРОТИВОСТОЯТЬ?»
Есть такое понятие - «установка». В зависимости от установки люди могут видеть либо одно, либо другое. Это означает следующее: неосознанная установка программирует наше восприятие, а значит, и поведение. Хотите маленький тест на выявление Вашей установки? Сейчас мы всем покажем знаменитую картинку, где представлено сложное сочетание двух изображений: молодой девушки и старухи. В зависимости от Вашего желания, то есть от Вашей установки. Вы можете увидеть либо первое, либо второе. Кто на что настроится, тот то и увидит. Хотите молодую - пожалуйста, хотите старуху - пожалуйста. Настраивайтесь, а теперь - смотрите!
Подведем итоги эксперимента. Прошу тех, кто увидел молодую девушку, поднять руку. Вот как много желающих молодую увидеть! Опустите, пожалуйста. А кто увидел пожилую женщину? И такие есть! Интересный результат, картинку я показывал всем одну, а мнения у Вас разные. Вот Вам пример, как можно сеять разногласия и ссоры, а в более сложной ситуации поссорить по-настоящему, довести до конфликта.
Прежде чем показать Вам еще один важный эксперимент, я бы упомянул еще об одном способе программировать людей, о котором большинство не подозревает совершенно. Этот способ связан с присвоением имени человеку. Оказывается, имя человека предопределяет некоторые особенности его психологии. Не случайно Ирины имеют определенные черты характера, не случайно Владимиры такие, а не другие и, может быть, поэтому Владимиры иногда тяготеют друг к другу или к людям с определенными именами. Вы замечали, как Андреи бывают похожи друг на друга, Оли - на других Оль? Ряд специалистов отмечают взаимосвязь между характером человека и именем, которое он носит. Вы замечали, как некоторые люди не любят свое имя? И просят не называть их, например, Светой, а скажем, «Светиком», то есть стараются изменить свое имя, потому что просто чувствуют иногда, не имея внешней информации, что не случайно они как-то отрицательно реагируют на свое имя. Так люди пытаются выйти из-под власти своего имени, отринуть от себя то, к чему имя обязывает. Интуитивно люди чувствуют: слово человеческое - это не просто слово, оно имеет определенное воздействие на человека.