Что мы знаем. Лучше всего и хуже всего. ОдновременноПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Что мы знаем. Лучше всего и хуже всего. ОдновременноСтраница 2
Так что, оценивая возможности человека по емкости памяти, мы с Вами должны развести руками и сказать: память безгранична. Правда, ее безграничность не всегда возвышала человека: встречались «гениальные» идиоты, которые не только, как мы, помнили абсолютно все, но в отличие от нас, абсолютно все могли и вспомнить. При этом самостоятельно сформулировать новую мысль им было не по силам. Когда их о чем-нибудь спрашивали, они, как живая энциклопедия, на нужное слово выдавали информацию, и все!
- Расскажите про Пеле!
- Пожалуйста! - и рассказывает.
- А что ты сам думаешь?
В ответ - повторение того, что помнит, что слышал. Только воспроизведение без своего отношения. Тут, видите, борьба между памятью и творческим умением пользоваться ею закончилась в пользу памяти. Видимо, если память всегда будет проявлять стопроцентную готовность, то нам без развитого сознания будет очень тяжело найти свою мысль среди запомненных мыслей других людей. Развивая сознание, мы постигаем ключи воспоминания.
Вспомним теперь про волю и температурные возможности человека. Вы, наверное, слышали о таком потрясающем случае, когда однажды был пойман один из ста воинов, посланных к неприятелю обороняющимся городом. Воина привели к царю. Царь узнал от него ,что он пришел убить царя, приведшего такое огромное войско к стенам этого города. Во время беседы воин подошел к факепу, положил руку в огонь и продолжал, спокойно разговаривать с царем о своей цели, о желании горожан сохранить свой город. Рука постепенно обуглилась на глазах царя, и он, увидев такую силу воли, сказал: «Если и остальные девяносто девять посланцев такие же, как этот, то они точно убьют меня». Снял осаду и увел войска. Это исторический факт. О нем можно прочитать в «Занимательной психологии» Платонова.
Там же приводится очень много интересных случаев, связанных с умением человека управлять самим собой. Иногда мы управляем собой сознательно, а иногда подсознательно, неожиданно для себя. Например, мать увидела своего ребенка, попавшего под машину, подошла к ней и подняла . И пока ребенка не забрали, она держала машину двумя руками. Увидев ребенка невредимым, женщина уронила машину, а сама упала в обморок.
Вспоминается еще один подобный случай, связанный с печальным событием у нас в стране - сильное землетрясение, гибель очень многих людей, кого-то засыпало, кого-то откопали, кто-то умер от страха, а кто-то боролся до последнего, но сил не хватило самому выбраться из-под обломков дома. Однажды спасатели отрыли женщину, которая спасла своего ребенка, а сама погибла. Ее нашли под развалинами дома застывшей в изогнутой позе над ребенком и заслонившей его от тяжести мобилизацией всех своих нечеловеческих материнских сил. Ребенок остался жив - мать дважды подарила ему жизнь.
В обыденной жизни тоже встречаются такие экстремальные ситуации. Это было с одним из моих знакомых, когда он шел из одной деревни в другую. Вот его рассказ: «Безлунная ночь. Темная лесная дорога. Обычная вроде бы дорога, я по ней не раз ходил. Иду, а у меня странное ощущение, что за мной кто-то идет. Обернусь - вроде, «хруп-хруп», а никого нет, никого не вижу. И только когда я вышел из темного леса и пошел по проселочной дороге, где изгородь появилась и лес не так глушил свет, обернувшись в очередной раз, я вдруг заметил: позади меня большущий волк застыл, и горящие два зеленых глаза. Как я только это увидел, я так побежал, что не помню, как до дома добежал, не помню, как перепрыгнул через забор, как очутился в доме. А потом утром попробовал через этот забор спокойно перелезть - не получилось. А как же я через него перелетел?» В ту минуту, когда он от страха забыл, что не умеет через забор лазить, оказалось, что у него есть силы для преодоления самого себя, для преодоления земного притяжения.