Что мы знаем. Лучше всего и хуже всего. ОдновременноПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Что мы знаем. Лучше всего и хуже всего. ОдновременноСтраница 1
Элементы культуры мышления на встрече с восьмиклассниками
Добрый день! Давайте начнем знакомство с вопроса: «Как Вы думаете, что самое таинственное на свете и в то же время самое знакомое для нас с Вами?»
Подобные загадки люди очень часто задают друг другу; особенно их любят маленькие. Ответ на эту, казалось бы, детскую загадку оказывается не таким простыми для взрослых. А может быть, у Вас готов ответ? Как бы Вы ответили, одним словом? Я вижу, кое-кто улыбается. Попробуйте вслух произнести свой, может быть, и смешной ответ - от юмора частенько возникают очень хорошие ассоциативные круги. Что же Вам лучше всего известно и в то же время Вы меньше всего знаете? Верно! Самого себя. Можно сказать и другими словами: человека Вы знаете лучше всего, встречаясь с ним каждый день в себе и в других, и в то же время человек представляет из себя созвездие загадок и непонятных явлений. Диву даешься, когда знакомишься с его возможностями.
Следующий вопрос к Вам: а Вы знаете свои возможности? На что Вы способны? Верно говорите: кто как. По большому счету, на этот вопрос пока мы должны ответить отрицательно. Если я сейчас начну рассказывать Вам о некоторых фактах, то мы с Вами должны будем развести руками и рано или поздно закономерно придти к самостоятельному очевидному выводу. Поэтому я не буду сейчас его произносить, а сначала просто вспомню кое-что известное о человеке.
Начнем с самого простого: с того, чем мы привыкли пользоваться ежедневно. У всех нас есть память. И в то же время удивительно встречать людей с безграничной памятью. Они помнят все ,что видели и слышали когда-либо. Казалось бы, у них особенная память, а у нас - нет. Оказывайся, мы просто не умеем ею пользоваться. Если выполнять определенные правила, то обнажается ее бездонность. Оказывается, человек запоминает абсолютно все, что он когда-нибудь видит, слышит или ему объясняют. Вопрос только в том, что он не умеет доставать информацию из своей кладовок. Ока у него просто свалена, как в обычную комнату, в которой Вы не знаете, на какой полке хранится то, что было с Вами вчера, позавчера к что Вы читали в книжке. Очень интересная книжка! Там так здорово: этот подошел, как ему даст, вместе свалились, покатились! Вот прочитаешь книжку - действительно интересно!
- А как зовут того, кто был в этой книжке?
- Ты знаешь, я не помню.
На самом деле Вы помните, но не умеете вспоминать. Это самое трудное дело - научить себя вспоминать. Этому и учат разведчиков. Известны определенные правила тренировки памяти у детей. Но на самом деле мы тренируем не память, а умение вспоминать, тренируем умение находить эту информацию у себя в голове.
Проводили специальные эксперименты в попытках выяснить, действительно ли человек помнит все, что с ним происходило. Человеку, погруженному в гипнотическое состояние, задавали вопросы - помнит ли он, что с ним было, - и он вспоминает. Например, одному из каменщиков был задан вопрос: помнишь ли ты, сколько кирпичей уложил в тот дом 10 лет назад? Он ответил: сейчас сосчитаю. И сосчитал. Оказалось, не ошибся.
Организм бессознательно запоминает и еще более тонкие характеристики. Разве не фантастика - помнить электрокардиограмму или, например, энцефалограмму, которые у Вас были, скажем, в 3-летнем возрасте?! И когда Вам под гипнозом внушают состояние 3-летнего ребенка, то в это время Вы не только начинаете коряво писать и шепелявить: «Мамотька, дологая, дай, пожалуйста, еще!» В это время, неожиданно для себя. Вы можете и в штаны наделать, потому что вспомнилось состояние 3-летнего ребенка: «Ой, не моту сдержаться!» Оказывается, Вы переживаете свой З-летний возраст. Даже сердце старается: работает в это время так, как оно работало тогда. Во всем организме происходит потрясающее « вспоминание».