Что не понимают детиПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Что не понимают детиСтраница 9
Далеко ходить не надо: у греков в языке существовали специальные понятия, отражающие их более тонкие представ пения о времени, чем наши - у них, кажется, было понятие большого времени, локального, распределенного.
Если различали, значит и мыслили этими категориями. Такое терминологическое преимущество позволяло гораздо разнообразнее и фундаментальнее думать о мире, чем в наших русских понятиях: прошлое, настоящее и будущее.
А возьмите английский язык. Сколько у них времен - 14? И настоящее в прошлом, и прошлое в будущем - как перевести на русский такие тонкости при отсутствии временных аналогов? Столько у них возможно разных временных точек зрения? Не случайно поэтому китайцы говорили: «Человек, знающий один язык - один человек, человек, знающий два - два человека. Через язык входит и представление о пространстве и времени.
5.9.2. С языковой точки зрения базисная картина мира, сформулированная в курсе культуры мышления, должна быть переведена на языки и других школьных предметов. При переводе на язык физики мы будем иметь дело с физической картиной мира (мир глазами физических понятии), на язык химии - с химической картиной мира и так далее. Базисная картина мира, как текст международного договора, должна быть переведена на языки договаривающихся и сотрудничающих предметов. Такая работа сейчас уже качалась по физике.
5.93. О частных картинах мира.
Вы помните философский сад камней? С какой точки Вы ни смотрите, 15-й камень Вам никогда не виден, а другие видят его, но с другой точки зрения. Еще проще: Вы смотрите в окно, на улице за деревом стоит человек. Он Вам не виден. А у соседнего окна стоит Ваш друг и видит этого человека, ко не видит другого. Есть ли смыл настаивать на истинности Вашей позиции? С Вашей точки зрения, через используемые Вами понятия, как через окно, действительно этого человека нет! А если взглянуть на то же самое глазами понятий Вашего друга, то Вы увидите другое, но часть своего видения потеряете.
Так вот в чем смысл философского сада камней: всегда есть точка зрения, не совпадающая с Вашей, а для полноты представ пения, для целостности восприятия, необходимо учитывать мнение нескольких людей, их модельного представления о мире, их частной картины мира. По-видимому, неконструктивно ставить вопрос об истинности чьей-то картины мира, необходимо ставить вопрос о принципе множественности частных картин мира, в совокупности описывающих мир.
Частная картина мира, как операционная система в машине, определяет как логику поступков человека, так и логику его желании, а не только логику его мышления.
С помощью кашей методики нам представляется возможным выявлять логику операционной системы одного человека и сравнивать ее с операционной логикой другого.
Наши задачи по культуре мышления (особенно геометрические последовательности) представляются нам системой базисных функции для сравнения этих логик. Или, в крайнем случае, для сравнения с базисной картиной мира.
На истинности кашей системы функции мы не настаиваем. Как мы только что сами утверждали, должны быть и другие системы, отражающие частные картины мира других людей. Нашу частную картину мира мы называем базисной потому, что по ряду параметров ока просто претендует на большую общность, чем другие. Но она открыта для добавлений и изменений. Может быть. Вы их предложите ?