Что не понимают детиПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Что не понимают детиСтраница 1
Семь базисных типов задач для дошкольников и школьников начальных классов
5.1. Правила оформления задач
Все задачи по культуре мышления, как в старших, так и младших классах, формулируются одними тем же способом: на языке последовательностей квадратов. Квадраты располагаются на правой половине двойного тетрадного листа В КЛеточку, не более 7-ми квадратов В каждом ряду при стандартный размерах квадрата 4 на 4 клеточки. В первых нескольких: квадратах каждого ряда задается какая-либо содержательная последовательность, а над густыми квадратами ставятся вопросительные знаки, предлагающие учащимся задуматься над отсутствующей информации и восполнить ее, определив закономерность изменения информации по предшествующим заполненным квадратам.
5.2. Первый тип задач. Числовые последовательности
Подхожу к доске и пишу: В первом квадрате - число «1», во втором -«2», в третьем - «3» и так далее.
- Дальше что будет, ребята? Класс хором отвечает: 5, б, 7 .
- Верно! Запишем это.
- Ребята, эта последовательность состоит из чисел: 1,3,3,4,3,6,7. Значит это какая последовательность ?
- Числовая.
- Числа возрастают или убывают?
- Возрастают.
- Значит, эта числовая последовательность - какая? Возрастающая или убывающая?
- Возрастающая.
- Прекрасно! Вот это название мы и запишем слева.
Видите, как просто и легко мы ввели новое понятие. Сначала его показали справа, потом его название записали название слева. Сначала дали зрительный образ справа, потом проговорили этот образ словами. Таким образом, через понятный образ, известный им, мы дали привычное представление о том, что им не известно. Мы не стали давать определение понятия «числовая» и «возрастающая последовательность», а ввели это понятие через употребление: «Вот это называется числовой восстающей последовательностью». При этом мы показали на то, что изображено справа, уже не только слова, но и удачного вопроса. При этом они решают сложнейшую классификационную и поисковую задачу, к удивлению, обнаруживая подчас несколько вариантов: потолок, колобок, коробок и так далее. Это первый урок плюрализма: все варианты уважительно записываются на доске. И все правы, каждый по-своему.
Восстановление слова - самый радостный этап. Они буквально сияют от счастья:
- Нашел! Да и не одно!
- А где у вас названия и обобщающие слова? Тут начинаются мучения.
- Да ладно. Я это потом сделаю.
Как Вы думаете: почему «потом»? Ведь только что с радостью искал слово и вдруг - скис.
И вовсе не вдруг. Просто эта задача для него значительно труднее - нужно найти класс понятий, к которому можно отнести, например, самолет.
Спрашиваешь:
- Каким словом можно назвать самолет?
Первый раз этот вопрос ученику кажется несерьезным, но отвечает он очень решительно:
- Самолетом.
- А как же иначе?
-Не знаю.
Выручают товарищи по классу:
- Машина.
- Верно, самолет можно назвать машиной. Это название мы напишем слега. А как еще можно назвать самолет? Найдите другое обобщающее слово.