Что ребенку не по силамПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Что ребенку не по силамСтраница 5
Вспомните, Али-баба и 40 разбойников, пятнашки, считалки, замиралки . Любую детскую игру Вы теперь и сами сможете проанализировать на наличие в ней элементов, развивающих диспетчерскую программу и обеспечивающих психологическое становление.
Кстати, именно поэтому так живуч детский фольклор. Если удается во время наших встреч с детьми попасть в струю детских фольклорных мелодий, то они очень бурно и с удовольствием рассказывают современные считалки, скороговорки, прибаутки и пословицы. Причем дети 4 - 5-ти лет рассказывают их гораздо больше, чем дети 5 - 7-нн лет. На наш взгляд, детская непосредственность младших связана с возрастными особенностями формирования диспетчерской программы. Чем младше ребенок, тем легче он запускается по внешним командам взрослых. На более старших сильнее давят обстоятельства, внешняя и внутренняя информация, на которую они раньше не обращали внимания. Это выражается в том, что дети вдруг начинают, из вежливости или от стеснения, говорить: «Не знаю», - а потом, засмущавшись вконец, совсем замолкают. Куда девалось слово? Почему оно кончилось? Он объяснить сам себе не сможет. Психологический сбой запомнится. В следующий раз ребенок но жег ожидать аналогичного вопроса и повторения срыва. Вот Вам и еще один пример психологической неготовности к школе, связанной с самодиспетчеризацией.
Советские специалисты справедливо ратовали за обучение с 6-ти лет, понимая необходимость психологической подготовки к школе. К сожалению, многие родители увлекаются не подготовкой к коллективным формам обучения, требующим навыка самоуправления в коллективе, а просто развитием ребенка: учат считать, читать, писать и знать. Бывает, звонят по телефону и спрашивают: "Вы читать учите?» Отвечаю: "Специально - нет». В ответ получаю: «Спасибо, до свидания». Вместо общения с ребенком хотят отделаться от него - отдать в группу, не подозревая о его внутренних трудностях. Именно они невидимо помешали ребенку самостоятельно освоить чтение и письмо наравне со сверстниками. Научив его читать, мы не решаем его проблемы, а просто ликвидируем ее внешнее проявление.
В итоге, такой подготовленный, с точки зрения родителей, ребенок может очень быстро попасть даже в число так называемой группы риска: в число нервных, стрессовых, неуспевающих детей. Эти дети, зная и уме я больше других, будут неспособны учиться в коллективе, начнут отставать, не успевать, уставать и, как следствие, уже не добирать на уровне знаний по психологическим причинам. Как раньше у них была аллергия к детскому саду, так теперь у них может появиться аллергия к школе. Дома сидит - отлично учится, а придет в школу - начинает не успевать и быстренько заболевает. Он сам себя воткал в стрессовое состояние, убежал, спрятался в болезнь. Но кто об этом знает?
Хорошо, когда есть кому дома сидеть, а если некому, то ребенка водят в школу. Он постепенно привыкает к школе, адаптируется к роли задовика. Старше станет - нерешенные проблемы «повзрослеют». Например, обращается мама за советом: «У меня сын пропускает в английском языке гласные буквы, что делать?» Спрашиваю: «В русском языке Витя тоже пропускает гласные буквы?» Мама отвечает: «Да, и в русском языке». Почему я так быстро догадался? Потому что всегда есть предыдущее более фундаментальное неосвоенное действие. В случае с Витей мы имеем дело с ущербной диспетчерской программок. Оказалось, что Витя очень часто начатые действия не доводит до конца: начнет зубы чистить, достанет пасту, приготовит щетку и уйдет из ванной. А мама удивляется, что Витя пропускает буквы! Он и действия пропускает, а его пытаются научить английской грамоте!
Что делается в школе, например, в 5-м классе? Стоит только учителю уменьшить давление на детей, дать им возможность раскрепоститься на уроке, как тут же они выходят за рамки допустимого. На всех предыдущих уроках на него давили, а на этом уроке вдруг что-то можно. Диспетчер ждет, когда на него накричат, натопают, пошлют к директору, когда папа или мама погрозят пальцем в дверях - и туг он станет нормальным ребенком. Команда извне поступила - он в состоянии с делать, как требуете я.
Зайдем в старшие классы - в 10-е, 11-е. С ними то же самое: получив новую информацию, они настолько бурно обсуждают ее друг с другом, что переходят от коллективной формы общения к индивидуальной. Пока они не выплеснутся, дальше двигаться невозможно. Либо опять надо помотать привычными для них внешними командами.
Аналогичные проблемы подстерегают дошкольников на нашем третьем занятии - «Дне знании». Только здесь они вместо обсуждения нового со сверстниками бегут поделиться с родителями. В этот день, как Вы поняли, мы знакомим детей с новой информацией. Она теперь будет отвлекающим, нагружающим фактором, распыляющим внимание диспетчерской программы. Ему так хочется что-то узнать! Ради этого он готов стерпеть многое, даже борьбу с самим собой, встречаясь на занятии с ситуациями, когда явно хочется, а справиться с собой «не можется»: руки таки тянутся к диковинной ракушке без разрешения взрослого.