Эстетическое воспитание через детский фольклорКниги / Эстетическое воспитание через детский фольклорСтраница 4
Песни и обряды приурочивались к определенным дням и месяцам года и поэтому позже получили название календарных. Эти обряды постепенно опоэтизировались, в них вносился элемент игры, но песне всегда принадлежала здесь ведущая роль.
3. Использование фольклорных материалов села Кирилловка и Шумиловка во внеклассной работе.
Данный материал, связанный с обрядами села для проведения внеклассной работы в школе.
Учебный год удобно разбить на периоды по праздникам:
Первый календарный праздник отмечался в ночь с 6 на 7 января (по новому стилю), то есть тогда, когда день начинал, после зимнего солнцестояния, прибавляться, и происходил «поворот зимы на лето». Эта веселая ночь называлась у восточных славян – колядованием. В песнях-колядках восхвалялись красота и трудолюбие хозяйки, ум и храбрость хозяина, которым желали здоровья и счастья, за что исполнители песен получали подарки.
Праздник, начинавшийся 6 января и длившийся до 19 января, назывался святками. Девушки пели подблюдные песни (у блюда с водой, куда каждая кидала свое колечко). Под звучащую музыку колечки одно за другим вынимались, и то, о чем пелось в этот момент в песне. Должно было сбыться в судьбе хозяйки кольца.
( см. Приложение № 1, 2).
В конце зимы был еще один праздник – проводы зимы, масленица. По окончании праздника изображение масленицы сжигали в лесу и при этом пели:
«Масленица-мокрохвостка, поезжай со двора», что должно было способствовать скорейшему приходу весны. С той же целью в день весеннего равноденствия изготовляли фигурки птиц.
( см. Приложение № 3).
Одним из важнейших, а во многом и драматическим, был обряд, связанный со свадебной игрой. Он представлял развернутое театрализованное действо, сопровождавшееся разнообразными песнями, торжественными, драматическими и комедийными сценами, где главная роль отводилась девушке-невесте.
Свадебная игра подразделялась на две части. Первая, более продолжительная, разыгрывалась в доме невесты.
Она начиналась сватовством, рукобитьем (если обе стороны приходили к согласию на брак), смотринами невесты и девичником. На смотринах происходило знакомство невесты с женихом и его родителями, которое сопровождалось самыми различными песнями – приветственными, шуточными, лирико-эпическими, как например, песня «Не было бы ветру»:
Не было бы ветру, вдруг навянуло,
Не ждали гостей, вдруг наехали.
Полон дом вороных коней.
Полны горницы молодых гостей.
Полны светлицы красных девушек.
Лирической кульминацией свадебной игры был девичник - прощальный вечер, который проводила невеста вместе с подругами накануне свадьбы. Закрытая платком сидела она и причитала, прощаясь со своей «вольной волюшкой», а подруги невесты пели лирические и венчальные песни. В них обрисовывалась целомудренность и красота невесты ( «Лицом она и бела, и румяна»), рассказывалось о привольной жизни в родном доме.
Сама же невеста на девичнике должна была причитать. Невеста обращалась к отцу с матерью с мольбой не отдавать ее в «злы-чужие люди», потому что жизнь в доме мужа представлялась ей тяжелой, а жених «чуж-чужанином» или «злодеем».
В утро свадебного дня, одевая невесту к венцу, ее подружки в своих песнях продолжали тему горького прощания.
Но как только жених со своими дружками подъезжал к дому невесты, настроение свадебной игры сразу же менялось. Жених находил ворота на запоре, и ему со своей свитой приходилось откупаться от подружек невесты, иначе невозможно было прекратить град насмешливых песен. В которых они озорно высмеивались.
После свадьбы начиналось традиционное пирование в доме невесты. Оно сопровождалось пением величальных, шуточных и плясовых песен. Величались не только молодые, но и поочередно все гости, а исполнялись величальные песни специальным хорошо спевшимся ансамблем. Его пение иногда сопровождалось пляской одной или двух плясуний.
( см. Приложение № 4).
А потом начиналась для молодых тяжелая трудовая жизнь.