Эстетическое воспитание через детский фольклорКниги / Эстетическое воспитание через детский фольклорСтраница 2
Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности исполнительско-творческое и слушательское. Е.А.Лобанова говорит, что в народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие дыхания голосовой аппарат. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах таких как «Каравай», «Капустка», «На горе-то, калина». В различных хороводах или играх происходит смена партнеров таким образом, что участник контактирует с каждым их группы. Деятельная работа Е.А.Лобановой основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально чувственную сферу, художественно- образная, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей в т.ч. в инсценировании русских народных песен. Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимся используя тексты и сюжеты русских народных песен: «Как под наши ворота», «На горе-то, калина», «Как пошли наши подружки» и др. Исполнение может исполняться характерными движениями, жестами, звучанием народных инструментов.
Реальные условия для включения большого объема фольклорного материала в обучении младших школьников сложатся только в результате перехода на 2-х часовые занятия музыкой в неделю.
2. Использование фольклорных материалов на уроках
музыки.
Я полностью разделяю взгляды перечисленных выше авторов и у меня также имеется некоторый опыт освоения фольклора на уроках музыки и во внеклассной работе.
Особого внимания требует музыкальное образование учеников начальной школы.
Задачи, стоящие перед уроками музыки в начальной школе, можно решить успешно, опираясь. прежде всего, на русский музыкальный фольклор. Русская народная песня красочна и содержательна, покоряет душевностью, отражает русский национальный характер. В действующей программе рекомендованной Министерством образования и науки, учебно-методическом комплекте Е.Д.Крицкой и Г.П.Сергеевой предусмотрено ознакомление детей с русскими народными песнями разных жанров, но в малом объеме. Опыт показывает, что на уроках музыки в начальных классах должны быть представлены народные песни гораздо шире, в том числе и хоровые, лирические, прибаутки и т.д Эти песни показывают большое воспитательное воздействие, обогащают духовно, формируют национальное самосознание.
Уже с самого раннего возраста дети слышат сказки, пестушки, колыбельные песни:
Звезды спят за облаками,
В синем море спит тюлень.
Ты закрой, мой мальчик, глазки,
Завтра новый будет день.
Спи, мой мальчик, в колыбели
На перине пуховой.
Спать вороны улетели
Спит зайчиха под сосной.
Или:
Ков-ков ножку, поедем в дорожку
А дорожка скользка, а ноженька гибка.
Идет коза рогатая, идет коза бодатая.
Кто кашки не ест, кто молочка не пьет,
Того забодает.
Или:
Сорока на припечку сидела,
Деткам кашку варила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому
А ты мал, круп не драл.
Каши не варил, тебе не дадим.
Или:
Ай –люли! Ай-люли!
Весь в серебряной пыли,
Месяц пал на кавыли
Ай-люли! Да ай-люли!
А в тумане над лугами
Сбилось стадо в кучу,
А бычок бодает тучу
Красными рогами.
Или:
Барашеньки-крутороженьки
По лесам ходят, по полям бродят,
В дудочку играют,
Ваню спотешают.
Ваня, Ваня простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
В огороде пусто, выросла капуста.
В начальных классах у многих детей наблюдается вялая работа артикуляционного аппарата, что отражается на качестве звучания, оно становится тусклым, плоским. Причинами невнятного произношения могут стать вялость и малоподвижность языка. Губ, сжатость нижней челюсти, недостаточное или непрерывное раскрытие рта, скованность мышц лица и шеи.