Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятийКниги / Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения / Организация экологического обучения в
курсе природоведения / Внеклассная работа и её роль в формировании экологических понятийСтраница 2
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
6. Открываем жизнь в почве. 6.1. Живое в почве. |
1 |
Разнообразие живых обитателей почвы, особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия. |
7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. 7.1. Вот какие растения! 7.2. Это всё животные! 7.3. По грибы без лукошка. 7.4. Полюбуйтесь: лишайники! |
4 |
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные. Грибы и лишайники как особые группы живых существ, их разнообразие. |
8. Изучаем экологические связи в живой природе. 8.1. Дуб и все вокруг него. 8.2. Невидимая сеть. 8.3. Невидимая пирамида. 8.4. Кто как защищается. |
4 |
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса. Понятия «прямые связи», «косвенные связи». Сеть питания, или пищевая сеть, экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой. |
9. Знакомство с охраняемыми растениями и животными. 9.1. Растения просят о помощи. 9.2. «Зелёная аптека» может закрыться? 9.3. Животные должны жить. 9.4. Операция «Стерх». 9.5. По ботаническим садам и зоопаркам. |
5 |
Охраняемые растения, особенности их распространения. Лекарственные растения, их охрана. Охраняемые животные, причины сокращения их численности и меры охраны. История спасения бобра, соболя, стерха – примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам. |
10. Мастерим домики для птиц. 10.1. Прилетайте, птицы! |
1 |
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
11. Учимся передавать свои знания другим ребятам. 11.1. Хотим сказать всем. 11.2. Хотим сказать всем. 11.3. Хотим сказать всем. |
3 |
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и взрослых. Подготовка к проведению школьных бесед, утренников, КВН экологического содержания. |
12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. 12.1. Экология и здоровье. 12.2. Экология и здоровье. |
2 |
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека, пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье. |
13. Обсуждаем примеры экологических катастроф. 13.1. Экологическая катастрофа. 13.2. Что будет, если … |
2 |
Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера, влияние нефти на обитателей моря и побережья, долговременные последствия аварии. Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС). Экологические прогнозы, их сущность, примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу. |
14. Подводим итоги нашей работы за год. |
1 |
Обобщение основных теоретических знаний и подытоживание практических дел по факультативному курсу. |
В программе выделено 14 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач. Первые четыре темы («Выясняем, что такое экология», «Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения», «Знакомимся с живыми существами, которые могут исчезнуть», «Изучаем способы охраны природы») являются дополнением к теме «Природа и мы» основного курса природоведения. Следующие две темы («Выясняем роль живой природы в жизни живого», «Открываем жизнь в почве») изучаются параллельно теме «Сбережём воздух и воду, полезные ископаемые и почву» курса природоведения. Пять последующих тем («Пополняем наши знания о разнообразии живой природы», «Изучаем экологические связи в живой природе», «Знакомимся с охраняемыми растениями и животными», «Мастерим домики для птиц», «Учимся передавать свои знания другим ребятам») дополняют тему «Сохраним удивительный мир растений и животных» основного курса. Ещё две темы («Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека», «Обсуждаем примеры экологических катастроф») изучаются параллельно с темой «Будем беречь здоровье» курса природоведения. В конце учебного года проводятся обобщения изученного, выделенного в программе факультатива в самостоятельную тему «Подводим итоги нашей работы за год».