Организация экологического обучения в курсе природоведения
Книги / Экологическое образование младших школьников в курсе природоведения / Организация экологического обучения в курсе природоведения

Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе и так далее.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения (Пакулова, Кузнецова, 1990). В связи с особенностями содержания курса природоведения, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения природы младшими школьниками: урок, экскурсия, внеурочная домашняя работа, внеклассная работа.

Реализация задач экологического состояния требует пересмотра форм и методов обучения. Большинством учителей, работающих в начальных классах отдаётся предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренным Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой (1998):

¾ стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

¾ развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

¾ формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;

¾ вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты).

Преподавание основ экологии в младших классах обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них является то, что в общем весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в том, что сейчас существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а экологические знания базируются на системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук, с которыми младшие школьники мало знакомы. Поэтому для эффективного преподавания экологии в младших классах необходимо преодолеть этот диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала (Пахомов, 1998).

Ведущие методы преподавания – наблюдение, эксперимент, моделирование. Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета: экскурсии, уроки с раздаточным материалом, практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе, самостоятельные наблюдения детей.

    Смотрите также

    Здоровье, состояние питания, принципы и методы кормления детей
    Рекомендуется, чтобы каждая страна ввела у себя систему надзора за питанием грудных детей и детей раннего возраста, которая входила бы неотъемлемой составной частью в информационную систему здраво ...

    Витамины
    В странах с высокой распространенностью детских инфекционных болезней важно определить, является ли дефицит витамина А проблемой общественного здоровья. В тех странах, где проблемой общественного з ...

    Безопасность пищевых продуктов
    Для предотвращения поноса и болезней, передаваемых с водой и пищей, которые являются одной из главных причин плохого питания, остановки физического развития и рецидивирующих болезней, жизненно важ ...