Экологическое обучение на уроках природоведения
Страница 2

Оборудование: Карта природных зон России, Красная книга Краснодарского края, выставка книг о лесе, условные знаки охраны природы, выставка детских рисунков «Планета заболела», запись «Голоса птиц», динамическая модель «Лес и человек».

Ход урока.

1. Подготовка к путешествию.

Сегодня предстоит совершить замечательное путешествие в природную зону нашей России - лесную. Во время прогулки по лесу поговорим о нашем зелёном друге, его обитателях, о нас с вами. Нет на земле человека, чья жизнь так или иначе не была бы связана с лесом (показываю на карте природных зон лесную зону).

2. Повторение и проверка знаний и умений учащихся по теме «В зоне лесов» выполнение заданий по группам под музыку и пение птиц).

1. что такое лес? (Лес – это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, грибов, лишайников).

2. Что лишнее? Объясните почему. (Карликовая берёза, тополь, полярная сова, мох, ягель, морошка: лишнее – полярная сова – не растение).

3. Составьте цепи питания (используется тетрадь для творческих работ к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение», 4 класс).

Казалось бы чем полезны волк, тигр, барс? Даже в сказках их изображают обычно злыми. Но вот и барс попал в Красную книгу! «Хищники, как и другие животные, необходимы в цепи питания» – считает Лесовичок. А как вы думаете? (ответы детей). А теперь представьте, что в недалёком будущем на земле совсем не останется лесов. Что же тогда ожидает нас, людей? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, какую роль играет лес в природе и жизни человека.

3. Роль лесов в природе и жизни человека.

Дети пробуют самостоятельно охарактеризовать эту роль. Сопоставление своих выводов со схемой, приведённой в учебнике «Природоведение 4 класс» на стр. 70 (рис. 10).

4. Правильно ли мы используем леса?

Беседа об использовании и охране лесов. Обозначение факторов негативного воздействия на лес и соответствующие меры охраны, условные обозначения. Правила поведения в лесу.

5. Чтение экологического вестника (заметки из газет и журналов).

Вопросы: «Кто виновник экологических бед? Назвать редкие растения (используется красная книга). Что грозит этим растениям?».

Вывод: всё, что создано природой, должно оставаться в неприкосновенности (используются природоохранительные знаки)

6. Решаются экологические задачи: «В путешествие отправились 26 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвёт по 3 цветка?».

7. Чтение сочинений на тему: «Что нам сказали бы цветы, если бы умели говорить?».

Вывод: Бесхозяйственность человека приводит к гибели лесов, растительного мира. К природе нужно относиться бережно, по-хозяйски.

8. Итог урока.

Как люди борются за сохранение растительного мира? Чему вас этот урок научил? А над чем этот урок заставил задуматься?

9. Домашнее задание: «Охрана природы».

Страницы: 1 2