Зачем нужна математикаПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Зачем нужна математикаСтраница 14
Ну, а теперь, ребята, как думаете, надо заниматься математикой или нет? Лучше всего ею заниматься натощак, с утра, пока у Вас биокомпьютер спокоен. Когда наступает «возбуждение». Вы уже хуже соображаете.
Дальше. Когда Вы какую-то задачу решаете и она у Вас не получается, надо «переключиться» на другое дело для отдыха компьютера. Когда он достаточно «успокоится», тогда и решит. Можно несколько дней подряд, с утра начинать решать задачу, и Вы ее рано или поздно решите, додумаете, если задача доступна Вам. Следовательно, нужно уметь расслабляться, когда Вы занимаетесь математической культурой. Точно так же, как и тогда, когда Вы занимаетесь физической культурой. Попутно с обсуждением надо рассказывать ребятам о том, как запоминать. Классическое домашнее задание: «Выучить по тетради». А как «выучить»? Никто не говорит. Частый ответ ребят «вызубрить» ничего не проясняет. А как Вы учите правило?
«Тоже зубрим», - отвечают школьники. Никто не знает, как учить. Столько раз получали такое задание, что теперь уже и не задумываются об этом.
Занимаясь познанием, люди отметили и то, как они запоминают. Запомнить - это значит на одну и ту же вещь посмотреть в разное время разными глазами. И тогда постепенно идет запоминание. Есть люди, которые постепенно освоили 60 языков. Из беседы с ними я узнал: они пишут нужные словака бумажках и носят их с собой.
«Чем чаще смотришь, тем больше запоминаешь», - говорят они. Поэтому, когда я буду давать Вам правила (в математике обычно речь идет о правилах, а в физике - о законах), то больше всего будем пользоваться мнемоникой.
- А что такое мнемоника?
- Ну, это - просто. Была такая богиня памяти - Мнемоника. И в честь нее назвали мнемоникой правила, облегчающие запоминание. Нужно постараться все правила как-то просто и кратко сформулировать или изобразить. В математических книгах правила написаны очень сложно. Потому что все боятся, как бы тебя кто не поймал на ошибке. А мнемоника ни за что не отвечает, но помогает быстро что-то сделать, так как мнемонические правила - это быстрые правила. Поэтому, если Вы что-то пропустите или забудете, то Вас выручат мнемоники. Люди открывали мнемонические правила Познания и «собирали» их в математику. Знакомясь с математическими (Мнемоническими) правилами. Выучитесь познавать! На физкультуре мы знакомимся с правилами борьбы, с принципами кручения на кольцах, турнике и так дате. Занимаясь математической культурой, мы так же будем учиться работать по правилам – правилам познания мира.
ВТ.: Почти то же самое я говорю своим ученикам: несколько аналогий-добавочек по сравнению физической нагрузки с умственной. Если мышцы не тренировать, они атрофируются. Е: ли голову не тренировать, ока тоже атрофируется. Присмотритесь к тем ребятам, которые сидят в подворотнях, тусуются у метро. Посмотрите им в глаза, на лица. А затем загляните в 4 - 5 классы: там все лица смышленые. А дальше, с возрастом, наступает расслоение. Некоторые из них и в 10-м классе будут иметь умные глаза. А у других будет не лицо, а извините .
И.И.: Тупое выражение.
В.Г.: Рожа. Вот Вы идете в физику из математики. А я еще дальше - в литературу. Анализ произведения -это логика. Вы начинаете общаться на том языке, на котором Вы общаетесь, решая задачи. То есть строите логические рассуждения. Математика не заканчивается на общедоступном понимании ее. Задача: сын отца профессора бьет отца сына профессора - это тоже математика для меня. Приемы: я рассуждаю именно так. Плотник имеет набор инструмен-тов: рубанок, молоток, клещи и прочее. Он не станет плотником, пока не научится этим инструментом пользоваться. В математике: сложение, вычитание, взятие интеграла и все прочее - это Ваши инструменты. И ничего более. Ваша задача - не только взять эти инструменты, но и научиться ими пользоваться.