Зачем нужна математика
Страница 13

Пройдут года. Вы станете специалистами. Вы придете на предприятие. Вы будете работать так же, как Ваши папы и мамы. У Вас появятся дети. Вот когда Вы приходите куда-то на работу. Вам нужно уметь передать то, что Вы думаете, другому. Если Вы не знаете математику, у Вас все получается коряво. Слушавший человек говорит: «Я Вас не понимаю! Что Вы говорите? Ничего не понятно!» Почему-то, когда я берусь рассказывать о том же самом. Вам понятно . Я попутно рассказываю о своих учениках: как я научил думать одного парня, получившего по шахматам первый разряд; как я плаванию учил ребят, на велосипеде кататься - разрядниками становились! Об одном вице-адмирале, моем ученике . Короче, ребята. Вам нужно научиться передавать и принимать знание! У Вас будут дети, придется своему ребенку передавать накопленный опыт, объяснять, как удобнее что-то сделать. Вот когда в жизни Вам потребуется математика, вернее, математическая культура ума. К тому же математика помогает очень кратко мыслить, «не растекаясь мыслью по древу». Приходит математик вроде меня в кино, смотрит и думает: «Чего так долго оно тянется? Короче! Здесь же все ясно! Вот он - конец!» Когда в конце фильма встречается конец, увиденный вначале, получаешь право подумать: «Как здорово математика учит краткости! И как здорово краткость экономит время!»

К этим выводам приходят разные люди в разное время. Таким образом, я пришел к мысли, которую обнаружил еще Гельмгольц: самое главное для человечества - время, а следовательно, важнее всего научиться его экономить. Мы можем придти к какому-то важному выводу, например, через тысячу лет. Но зачем и кому это будет надо? Переход на математический язык может оптимизировать срок поиска, резко сократив его, то есть математика в умелых руках может приблизить будущее! Вспомните композиторов и хорошую музыку: как кратко она умеет выражать наши сложнейшие чувства! Теки математика: под воздействием математики и в жизни начинают стремиться делать все по кратчайшему пути.

Однажды на первом уроке, впервые увидев глаза своих учеников, старшеклассников, я спросил:

- Ребята, вы 8 лет занимались математикой и, наверное, слышали такое слово, как формула, множество. А кто скажет, что это такое?

Молчание.

- Ребята, ну, как же так? (Идет взаимное удивление). Восемь лет вы занимались физикой. У Вас же были формулы?

-Были.

- У Вас пошла уже химия, а ведь это тоже математика в формулах. Ребята, вы решали задачи уже 8 лет. А скажите, что значит решать задачу?

«Мертвый» вопрос. Мне вспомнился знаменитый американский математик-кибернетик Ричард Келлман. На математическом конгрессе его спросили: «Скажите, пожалуйста, сможет ли когда-нибудь машина думать?» Он ответил, как часто отвечают математики: «Что значит - „сможет", что значит – «Машина", что значит - ,,думать"?»

Когда мы спрашиваем детей о предназначении математики, у них стандартный ответ: математика нужна, чтобы считать деньги в магазине. И все. Я спрашиваю: «Ребята, вычисление - это математика?»

Идет познание.

- Но вычисление - это еще и техника. Счет - ужасно утомительное занятие. В одном государстве даже был такой обычай: при захвате другой страны собирали шесте самых ученых - пленных, и заставляли считать: считать до смерти! Как ни странно, некоторые стыдящиеся математики плохо умели считать. Почему все-таки в Древнем мире математикой называли «вычисление»? В древних школах учили людей грамотности, письму. А куда отнести счет? К пению его не отнесешь, к чтению - тоже. Предмет, связанный со счетом, могли назвать «техника счета» или просто «счет». А назвали - «познанием». Ведь и компьютер может считать. А математики не просто пересчитывают, а занимаются мышлением. Поэтому, когда мы будем решать задачи, я всегда буду подбирать удобные «гладкие» числа, чтобы было как можно меньше счета. Потому что мы с Вами будем учиться не считать, а мыслить. А учить мыслить надо все время, каждый день должны быть тренировки «познания».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15