Как помочь родителям и детям подготовиться к школеПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как помочь родителям и детям подготовиться к школеСтраница 3
В третью встречу - «День знаний» - роль отвлекающих и побуждающих сигналов играет информация. В «:День знаний» мы демонстрируем родителям, как даже самые непослушные дети, ее ли какая-то информация их здорово заинтересует, готовы все бросить ради интересного и поэтому мобилизуют все свои сипы на управление собой. А мы, естественно, в это время создаем такие игровые ситуации, когда им надо что-то бросить, надо от чего-то отказаться, например, от желания попрыгать в пользу желания посмотреть интересный опыт. А для этого надо заставить себя посидеть на одном месте. Например, надо вместе со всеми дождаться, когда ведущий взрослый все диковинные перышки постепенно разложит по столу, когда ребята назовут птичьих хозяев этих перьев, когда, наконец, можно будет по команде взять перышки в руки, пощупать их, отнести маме показать, поделиться радостью с папой.
Четвертая встреча - «с День зрения». В этот день используются цветовые команды. Основным цветовым сигналом является просто цветная картонка. По красному цвету, например, ребенок должен уметь остановить какое-то действие, либо просто сесть и закончить что-то делать. Когда мы показываем ему желтую карточку, ребенок должен приготовиться, а когда зеленую - включить нужное действие, например, встать или сесть или побежать, в зависимости от игровой установки. Кроме этого, в этот день мы знакомим детей с цветами природы, с красками, обязательно с орнаментами, рисуем дары природы, рассматриваем домашние рисунки.
Пятая встреча - это «День речи», когда мы, наконец, допускаем использование разнообразных речевых команд: замри, отомри, сядь, встань, повернись направо, налево, попрыгай, остановись. Все игровые ситуации этого дня строятся на речевом материале, по-прежнему имитируя в игре будущие школьные трудности. Дети думают, что они учатся и познают что-то новое ,учатся читать, узнают буквы, складывают слова, «оживляют буквы», а на самом деле они просто новыми средствами опять-таки формируют или дорабатывают диспетчерскую программу. Вспомните известную всем игру в «съедобное - несъедобное». Разве она не тренирует диспетчерскую программу?
Шестая встреча - «День мышления». В этот день мы предлагаем задачи интеллектуального характера, на удивление простые, ко трудные для детей. Во время обычного консультационного часа, идущего вслед за играми, объясняем родителям, почему ту или иную задачу их ребенок не решил. Оказывается, особенности самодиспетчеризации, которые мы скачала отрабатываем по свистку, проявляются и в интеллектуальной деятельности, то есть по некоторым тестовым интеллектуальным задачам можно определить детей, недостаточно владеющих своей диспетчерской программой. Таким образом, когда Вы занимались просто диспетчерской программой в «День диспетчера», то Вы, оказывается, тем самым занимались и развитием его интеллектуальной деятельности.
Поскольку умение управлять собой более глубинно, чем умение думать, мы и занимаемся в первую очередь тем. что более первично, а на мышление обращаем внимание только на шестой день. Особое внимание родителей обращаем на умение ориентироваться в числах: на умение входить в таблицу Пифагора не через ее качало (единица), а через любое другое число. Это фундамент, дальнейшее умение необходимо для развития картины мира ребенка.
Предлагается также перечень контрольных вопросов для домашней проработки и работа с таблицей Шульте.
Седьмая встреча - «День тела» - посвящена знакомству с телом, физическим управлением и командами на выполнение физических упражнений: командами на управление своим телом. Очень многие особенности детей проступают для родителей, как на лакмусовой бумажке, во время знакомства с рекомендуемым комплексом оздоравливающих утренних упражнений, очень полезных и для родителей. Оказывается, их ребята не умеют выполнять некоторые элементарные действия по командам! Как Вы понимаете, впадение своим телом до школы должно быть уже на достаточной высоте.
Недоразвитость диспетчерской программы по управлению своим телом может серьезно сказаться и на мыслительной деятельности. Недаром психологи говорят о двигательном сопровождении мышления, о корреляции между движением тела и мыс ли.
Ну, и наконец, последняя встреча с родителями и с детьми посвящена творчеству - «с День творчества». Все предыдущие занятия были направлены на то, чтобы заставить ребенка подчиниться. Ведь даже в тех ситуациях, когда ребенок хотел что-то сделать, это все-таки навязывалось нами в виде незаметного давления извне, как следствие ведущей роли взрослых. В последнюю встречу, в «День творчества», ему предоставляете а возможность сделать что-нибудь своими руками из материала на столах, что-то самому придумать, что-то самому исполнить итак далее. Ему предлагаются какие-то виды деятельности, а он уже выбирает сам, чем будет заниматься, и в дальнейшем сам это и реализует. Если хочет - пользуется советами, если хочет, смотрит, что делают ребята, сидящие рядом с ним, то есть по желанию идет либо на самопрограммирование, либо на самоперепрограммирование, увидев свое отставание от товарищей. Его никто не заставляет делать, как сосед, но ведь сосед-то начал позже и уже заканчивает, а он качал раньше и еще не приступил даже к середине выполнения задуманного. У соседа почти вся ваза готова, а он еще только низ вазы обработал! Тут он иногда начинает спрашивать совета и смотрит на совет не только своими глазами, но и соседскими.