О том как любить детейКниги / О том как любить детейСтраница 4
Органы самоуправления решали как конкретные задачи (организация концертов, спектаклей, поддержание чистоты и порядка и т.д.), так и постоянные задачи (охрана собственности, организация работы и т.д.).
И всё-таки, несмотря на огромные полномочия, самоуправление не заслоняло собой самих воспитателей. В Доме сирот действовал Педагогический совет, состоявший из воспитателей. Этот совет нёс ответственность за цели и результаты обучения, направление воспитательной работы, за опеку над детьми, организацию жизни в Доме и развитие каждого ребёнка. Рейка декоративная деревянная - купить декоративные интерьерные рейки dwhite24.ru.
Самоуправлением реформы Януша Корчака не ограничились. Была введена широкая система мелких стимулов и импульсов самовоспитания. Это и "списки раннего вставания", и "списки драк", нотариальная контора, списки благодарностей и извинений, почтовые ящики, шкаф находок, "плебисциты доброты и антипатии", когда дети оценивали друг друга, тем самым, устанавливая категории "гражданства".
Шкала оценки отличалась многообразием вариантов: 1. товарищ; 2. жилец; 3. безразличный жилец; 4.обременительный новичок.
Особое место в педагогических системах Януша Корчака занимал труд. Корчак писал: "Труд не позорит, а возвышает индивида до ранга человека". Он стремился детям привить любовь к труду. Дети сами выбирал и для себя род занятий. Они обязаны были поддерживать чистоту, помогать, на кухне, в библиотеке, в мастерских. За выполнение специальных работ детям выплачивались деньги ("доходные дежурства"). Получив деньги, дети могли насладиться всеми отрицательными чертами обладания ими. Корчак всегда подчеркивал одинаковую полезность интеллектуального и физического труда. Эти принципы он пытался воплощать в жизнь и в Доме сирот, и в доме для польских детей в Прушкове, в своих выступлениях на радио.
Корчак много работал над выработкой положительных качеств у детей, способствовал развитию их талантов (так детям предлагалось писать воспоминания). Огромное внимание уделялось выработке волевых качеств. И даже страсть к пари была обращена на благо воспитания (Игорь Ниверли рассказывает про попытку мальчика путём пари отказаться от употребления слова "холера").
Особо стоит отметить и проект Януша Корчака - газету "Малый Пшеглёнд", "первую в мире газету, созданную детьми и для детей" (слова М. Яворского). В Варшаве выходила солидная сионистская газета - польско-язычный "Наш Пшеглёнд". Редакция этого издания одобрила идею Корчака об издании еженедельного приложения под названием "Малый Пшеглёнд" Во вступительной статье к "Малому Пшеглёнду" Януш Корчак писал: "В журнале будет освещаться всё, что касается школьников и школы. А редактироваться он будет так, чтобы не давать в обиду детей и следить, чтобы во всём была справедливость. В нём будет три редактора. Один старый (лысый и в очках), чтобы не было беспорядка. Второй - молодой для мальчиков и одна редактор - девочка - для девочек. Чтобы никто не стеснялся, открыто и громко говорил о своих обидах, заботах и огорчениях. Каждый может придти, рассказать и написать всё, что он хочет, на месте, в самой редакции".
"Малый Пшеглёнд" начал издаваться в 1926 году. Сначала планировалось повторять структуру головного издания, но в итоге остались следующие разделы: По стране. Последние известия. Что у нас слышно. Дом. Товарищи. Из городов и местечек. Практикум для смекалистых.
Уже в первый год у издания было 200 постоянных корреспондентов, а писем приходило от восьми до десяти тысяч. Вскоре появились и провинциальные корреспонденты. Януш Корчак был редактором "Малого Пшеглёнда" до 1930 года, когда его сменил Игорь Ниверли.
Одновременно, Корчак готовит для польского радио цикл передач "Беседы старого доктора", читает лекции в Свободном Польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах, работает в суде для малолетних преступников, а с 1934 года - становится не сионистским представителем Польши в Международной еврейской организации.
Януш Корчак был великим экспериментатором, отрицал любую ортодоксальность и завершённость системы.