Как ребенок думаетПсихологическое развитие / Как понять ребенка / Как ребенок думаетСтраница 4
Следующая фигура - «орнамент».
Слово для многих детей незнакомое, но мы им пользуемся и, тем самым, вводим в лексикон ребенка новое понятие, не определяя его, а просто пользуясь им - через употребление. Так же, как слово «композиция».
- Сложил?
- Да.
- Проверил?
- Отлично, теперь буду проверять я .
- А Вы у меня посмотрите!
- Ау меня Вы еще не смотрели!
Приходится смотреть у каждого. Иначе у некоторых детей теряется индивидуальный контакт с ведущим. Это нам кажется, что они в коллективе, а они при этом иногда просто присутствуют в нем, но мысленно играют со взрослым.
Находиться в коллективе и одновременно участвовать в коллективной пока еще игре, а не учебе,- этому они тоже учатся незаметно для наших глаз во время таких встреч.
Итак, «орнамент». Какие тонкости можно отметить здесь? Неумение согласовывать корректировать) тонкие движения пальцев: фишки никак не выстраиваются ровно, симметрично относительно невидимой оси. Помните, этот ребенок, собирая «лесенку» и «паровоз с вагончиками»,не смог расположить квадратики в одну прямую линию, все у него получалось зигзагами, где-то чуть выше, где-то чуть ниже. В среднем - ничего. Особенно если речь идет о собственном ребенке. Даже как-то не заметна ровная линия у других детей. Наверное, он торопился, это случайность. Ну, а если это не так? Тогда эта случайная небрежность выплывает н в других фигурах, перерастая в закономерность. В этом случае лучше ошибиться, занизив оценку возможностей своего ребенка, чем недооценить закономерный характер его небрежностей.
Наши юные психологи, как и мы, взрослые, ловко умеют прикрывать свои неудачи нежеланием, делая вид: «Так и задумано!» - или, если это явно не проходит, откровенной шалостью с кривлянием на радость товарищам по группе. Но нам с Вами в этом случае должно быть не до смеха: хорошо скоординированные движения пальцами требуют активизации 60% коры головного мозга. Вот почему наши мудрые бабушки давали нам в виде игры собирать со стола маленькие пуговички в коробку!
Следующую серию фигур (рис. 6, 10, II), знакомящих детей с цветовыми сочетаниями и с ориентировкой фигур в пространстве относительно левой и правой сторон, мы не будем разбирать подробно за очевидностью.
Следующая фигура - «композиция» - завершает серию фигур первого уровня сложности. Она опять требует привлечения отсутствующей внутренней фигуры, как при сборке «лапы». Трудности аналогичного характера.
Следующая фигура - «башня» - относится к серии фигур второго уровня с ложности, когда, в отличие от предыдущих фигур, потребуется использовать наложение фишек. Первую фигуру из этой серии дети часто называют пирамидой. Встречалось и такое: «башня в окне». Поэтому полезно сначала спрашивать детей: «Как ты думаешь, на что это похоже? Как бы ты назвал эту фигуру? Какое имя ты можешь ей дать? Как ее назвать? » Это тренирует у них выработку обобщенной операции - операции называния, как пишут в игровой литературе, или операции присвоения имени, как бы сказали знатоки алгоритмических языков. Эта обобщенная операция лежит в основе символического способа мышления, без которого не будет и культуры мышления. Очень частая ошибка детей при конструировании этой «башни» - начинают не с того квадрата. При этом также часто «башня» с легкостью выводится детьми за пределы не ходкого большого квадрата, играющего для нас роль «овна».
- Дети, на рисунке 16 изображен орнамент.
- А Вы знаете, Андрей Степанович, эта фигура похожа на башню с бойницами.
- Похожа, спасибо за название.
Фигура на рисунке 17 частенько вызывает ошибки на использование несоответствующих квадратов, на отсутствие нужной соразмерности фишек.
- Теперь сложите, пожалуйста, фигуру на рисунке 17. Как бы ее назвать?
Попутно, как видите, можно использовать порядковую нумерацию, приучая к числам и их виду.
- «Матрешка в матрешке».
- Интересное название.
Фигура на рисунке 17 чаще всего не удается тем детям, которые неверно сложили фигуру на рисунке 7. Там тоже были две «матрешки», только рядом. В ней ребенком были использованы квадраты, несоразмерные с изображением, и здесь эта ошибка повторяется.
Фигура на рисунке 23 оказывается иногда не по силам даже школьникам. Не хочется здесь описывать все типичные ошибки. Главная, и для нас наиболее интересная, связана с ложным представлением об отсутствии среди фишек двух прямоугольников. Решается эта задача для нас, взрослых, просто - тройным наложением. Какие только чудеса не демонстрируют при сборке этой фигуры дети! Изумляются родители, изумляемся мы. Не будем приводить примеры стандартных оригинальных ошибок. Вы с ними встретитесь.